02:17 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1769

Дорога к Победе

В борьбе за свободу и независимость Родины вдохновлял великий подвиг предков

В год 200-летия Отечественной войны двенадцатого года День Победы в мае сорок пятого предстает как бы на фоне тех исторических событий. Не случайно недавно на одном из российских телеканалов историки и журналисты обсуждали; почему диктатор и завоеватель Наполеон остался в памяти и сознании народов куда более симпатичной фигурой, чем Гитлер, симпатизировать которому могут сегодня лишь разного рода отморозки?

Из литературы можно узнать, что, начиная летом сорок первого года войну с СССР, вторгнувшись на его территорию, гитлеровские военачальники буквально трепетали от мысли, что идут по следам самого Бонапарта! Правда, их ждал потом и столь же похожий, бесславный, конец.

Рассказывают: на Потсдамской конференции американцы спросили у Сталина: «После того, как немцы в 1941 году были в предместьях Москвы, наверное, вам сейчас приятно делить поверженный Берлин?» «Царь Александр дошел до Парижа», – ответил Сталин. Так что и он держал в голове кампанию 1812-1815 годов.

Почему и в девятнадцатом веке, и в двадцатом завоеватели, стянув к себе силы многих побежденных стран, оказались не в состоянии покорить нашу страну? Что помогало нам одержать победу? Стойкость и мужество обыкновенных земных людей? Или, как сегодня часто говорят, небесное покровительство? Наверное, здесь можно дать такой обобщенный ответ: святость и правота нашего дела. Ведь и на небесах знают, кому и чему помогать… К великому сожалению, священная правота Великой Отечественной войны сейчас иногда или подвергается сомнению (в угоду неким корыстным интересам), или извращается потугами бездарных «творческих» людей сказать о великих событиях «свое», «новое», слово. И, просматривая какой-нибудь фильм, где воины-освободители красноармейцы выглядят гораздо непривлекательнее, чем гитлеровские вояки, с горечью думаешь о ныне живущих ветеранах: быть может, это предательство для них куда более страшнее многого из того, что привелось видеть на войне.

История часто повторяется. Было время (начало 30-х годов прошлого века), когда память о славных деяниях в войне с Наполеоном стала не слишком чтима. Дошло до того, что кто-то варварски разорил могилу Багратиона. Но в Европе поднимал голову фашизм, запахло грозовыми разрядами, и мудрые люди в нашей стране спохватились. 125-летие Бородинской битвы, которое отмечалось в 1937 году, было торжеством достойных наследников героев великого сражения.

Эти люди, наследники, вскоре сумели выстоять в новых кровопролитных битвах. Мы еще имеем счастье видеть их воочию – живыми или на кадрах старой, еще не раскрашенной кинохроники. Нет, они не «очаровательные франты», вышедшие из овеянного романтикой XIX века. Но зрелище украшенных весенними цветами и ветками поездов победы, в которых возвращались домой солдаты сорок пятого, рождает в душе необыкновенной высоты восторг. Когда я вижу, как пожилой красноармеец в выцветшей от солнца пилотке прижимает к своей груди родных, то не могу сдержать слез… Он так похож на моего отца, возвращению которого с фронта я и обязана своей жизнью.

Как быстро летит время! Мое поколение говорило о воинах-отцах. Те, кто шел уже вслед нам, – о победителях-дедах. Ныне настали времена, когда семейная благодарная память исходит не только от детей и внуков, но и правнуков. Один из них, недавно узнавший место гибели в бою родного ему человека, сказал: «Память о прадеде будет всегда храниться у моих детей». Так и должно быть. Говорят, что в жизни всегда есть место подвигу… В жизни всегда должно быть место героям. И сегодня они, прошедшие знакомым путем своих славных предков, стоят рядом с нами.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 81 (4132) от 06 мая 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Вечная память
8 мая исполняется 45 лет с того дня, когда на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены зажжен Вечный огонь
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: