В эти дни в Рязани, в залах детско-юношеского центра художественного творчества на ул. Стройкова, проходит итоговая выставка международного фотоконкурса «Берега». Работы для участия в престижном фотосалоне отбирались по стандартам FIAP – международной федерации фотоискусства. Быть представленным на заключительной выставке, а тем более получить награду конкурса – большая удача и высокая честь для любого фотохудожника, вне зависимости от страны проживания (FIAP объединяет более миллиона фотохудожников из 85 стран мира). С самого начала проведения «Берегов» в Рязани региональное отделение Союза фотохудожников России и комитет по культуре и туризму Правительства области учредили специальный приз имени Евгения Каширина «За истинную фотографию». В этом году его получил фотохудожник из Украины Олександр Лозовий. «Я знаю, что это главная награда международного фотосалона, и специально приехал за ней из Львова», – сказал корреспонденту «РВ» Олександр. Мы побеседовали с призером сразу после церемонии награждения.
О.Л. – Я благодарен судьбе за то, что возник такой приятный и значимый повод приехать в Россию, где я не был лет пятнадцать. Мы получаем информацию о России в основном через телевидение, но всегда хочется все увидеть своими глазами, оценить перемены. Не скажу, что за 20 лет независимости Украина сильно оторвалась от нашего ближайшего соседа, и если бы не паспортный контроль, я бы вообще не почувствовал границу.
Р.В. – Ваша работа, удостоенная приза имени Евгения Каширина, называется «На рынке животных». Расскажите, как был сделан этот кадр?
О.Л. – Мне, городскому жителю, не слишком часто доводится бывать в таких местах, поэтому съемка приносит особое удовольствие. Есть на Украине регионы, где быт людей сохранился на уровне чуть ли не 100-летней давности, среди них украинские Карпаты. Там еще вовсю процветает натуральное хозяйство. И жители ходят на базар, чтобы продавать и покупать всякую живность – лошадей, коров, коз… Я приехал в те места, остановился у друзей, попросил разбудить меня в шесть утра и отправился на базар. Очень хотелось увидеть живой торг. Те, кто продают животное, обычно расхваливают его на все лады. Уж такая прекрасная у него свинья! Уж такая чистая, умная, воспитанная, что просто грех не купить! Наши украинские торговки настолько искусно могут рекламировать свой товар, что покупатель действительно поверит, будто счастья ему не видать, если он сию же минуту не приобретет вот эту хавронью или того козла. Но и покупатель не промах – любит пошутить. Бывает, что разыгрываются целые представления, и я как раз стал свидетелем комичной сцены. Один мужчина сказал торговке: «Раз у тебя свинья такая распрекрасная, можешь ты ее поцеловать?». Женщина замешкалась, а соседний продавец, видя, что клиента можно переманить, сразу закричал: «Я могу!». И начал истово целовать свою хавронью прямо в розовый пятачок. Конечно, это может вызвать смех. На самом деле у людей там очень непростая жизнь… Но они стараются не падать духом, не теряют чувства юмора и своего природного обаяния.
Р.В. – Приз, обладателем которого вы стали, вручается за реалистичную фотографию. Вы сознательно придерживаетесь этого направления в своем творчестве или такой «победный» кадр случайно получился?
О.Л. – Мне действительно ближе репортажная фотография, вся ценность которой – в удачно пойманном мгновении. На мой взгляд, такой реалистичной фотографии становится все меньше, потому что побеждает увлечение фотошопом, и снимок превращается в картину, в живопись. Большую часть времени мне приходится проводить в студии и делать постановочные снимки, работать с натурой. И все-таки лучшие кадры получаются случайно, когда снимаешь навскидку. При этом самая выгодная позиция – когда окружающие к тебе привыкают и перестают реагировать на оптику.
Р.В. – Евгений Николаевич Каширин делал то, что почти не практикуют молодые современные фотографы – он ходил по улице с фотоаппаратом и снимал случайных людей. Вы этим во Львове занимаетесь?
О.Л. – Во всяком случае, стараюсь. Сейчас многие фотографы не рискуют «светить» свою дорогостоящую технику в людных местах. Да и люди реагируют по-разному, если замечают внимание к собственной персоне. У меня есть правило. Если я вижу (тут все происходит на уровне интуиции, предчувствия), что выбранный мною сюжет будет интересен для печати или выставки, я стараюсь с этими людьми познакомиться, отдать им визитку и отправить снимок в подарок. Люди не столько не хотят фотографироваться, сколько не понимают, для чего это делается. И когда объясняешь им свои цели, напряжение уходит.
Р.В.– Вы здесь очень похожи на Евгения Николаевича, потому что он тоже раздаривал снимки, не считаясь с тратами на фотографии и пленку.
О.Л. – Многие на Украине живут очень скромно, у них каждая гривна на счету. Часто снимаю пожилых людей, детей на фольклорных праздниках, потом печатаю фотографии и приезжаю в село. А там есть только один магазин или одна церковь, больше людям и встретиться негде. Мне приятно бывает оставить стопку отпечатков: люди придут, узнают себя на снимках и унесут понравившиеся домой. Я живу с такой маленькой тайной, которая дает мне силы. Верю в то, что если ты бескорыстно что-то делаешь для других, то и тебе даются блага… Весь мир начинает тебе помогать, и сделанное добро потом возвращается творческим вдохновением.
Р.В. – Как живется фотохудожникам на Украине?
О.Л. – По-разному. Мне больших денег эта работа не приносит. Серьезно я начал заниматься фотографией пять лет назад, и вот уже год это моя основная профессия. А раньше работал в бизнесе, закончив политехнический институт. Радости мне эта деятельность не приносила, а сейчас я счастлив, что изменил жизнь и занимаюсь тем, чем хочу. Всегда рассуждаю так: если могу позволить себе покупать книги и заправлять автомобиль, то этого уже достаточно. Люди, которым не хватает того, что у них есть, всегда найдут повод для недовольства. Да и как измерить степень выгоды? Поездка в Рязань, на фестиваль, это тоже в какой-то мере мои доходы, дивиденды. Впечатления невозможно конвертировать в деньги.
Р.В. – Тем более что вы завоевали приз имени Каширина, а он был не только выдающимся фотохудожником, но и редким человеком, для которого материальная сторона жизни не представляла никакого интереса.
О.Л. – Я знал, что такой необыкновенный фотограф, мастер жил в Рязани, поскольку третий раз участвую в «Берегах». Чтобы осознать значение приза, за ним надо было приехать. Даже не представляю, как можно было получить эту награду по почте, в посылке… Или с оказией – чтобы кто-то тебе передал… Мы в Рязани, к сожалению, будем гостить недолго и не успеем познакомиться поближе с творческим наследием Каширина. Может, сделаем это в следующий приезд. Вчера прошли по улице в центре и случайно встретили мемориальную доску, где было написано, что в этом здании работал Евгений Каширин. Постояли рядом, потрогали эти стены, чтобы часть творческой энергии мастера перешла к нам. Я надеюсь, что увезу из Рязани гораздо больше, чем статуэтку необычной формы, символизирующую одну из главных наград международного конкурса.
Беседовал