22:20 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2539

Окружающий мир

Школа должна научить ребенка ладить с теми, кто живет рядом

На заседании методического совета учителей истории и обществознания педагог, приехавший из села, обратился к коллегам; «В моем классе всего десять ребят. Шестеро из них – в недавнем жители Средней Азии и считаются мусульманами. Скажите, как мне, не нарушая принципов толерантности, преподавать им такую тему, как «крестовые походы»?

Члены методсовета, конечно, нашли способ помочь коллеге, вспомнив о том, что католическая церковь приносила извинения за свои деяния в давней истории, что во время этих походов пострадали не только мусульмане, но и представители других религий. И несколько раз было при этом замечено, что никогда ранее, лет двадцать и более назад, учителям истории не приходилось стоять перед проблемой «нетолерантных» тем.

Действительно, за по­следние два десятилетия, прошедшие после развала Советского Союза, многое изменилось в жизни россиян. Да и вообще в мире. В частности, в Европе. Руководители наиболее развитых стран там теперь в открытую признают несостоятельность широко декларируемой ранее политики мультикультурализма, т.е. политики, направленной на сохранение в отдельно взятой стране автономных культур, признание широких прав за коллективными этническими образованиями.

Россия всегда была многонациональным государством, где вольно, не мешая друг другу, «цвели все цветы». Поток мигрантов из некогда союзных республик, печальный опыт Европы заставляет мозги некоторых ученых людей разворачиваться в несколько иную плоскость: «У нас нет другого пути, кроме последовательной и ненасильственной национальной унификации всех народов России на основе русского суперэтноса». Впрочем, слова о том, что русский народ – государствообразующий, содержатся в одной из программных статей Владимира Путина.

Пока идут споры, размышления над разными оттенками высказываний по национальному вопросу того или иного ученого, политика, жизнь катится по своему реальному руслу. Теперь в сельской местности, в том числе и на Рязанщине, есть не только школьные классы, в которых большинство – дети мигрантов, но и классы, полностью состоящие из них. Как такие дети могут учиться, не зная русского языка? Обучают ему в специальных группах. Хороший опыт адаптации детей мигрантов к новым для них социальным условиям есть не только в рязанской школе №47, о чем в газете писалось не раз, но и в Пронском районе.

Учителя у нас всегда оказываются на переднем крае борьбы за что-то хорошее и против чего-то плохого.

В прошлом году в Рязани была осуждена группа подростков, совершивших преступление на почве национальной ненависти. Следствие длилось долго, суд разбирался тщательно, но какой-то идеологической подоплеки в злостном деянии не обнаружилось. Подростки были из неблагополучных семей, недолюбленные, недопонятые самыми родными людьми, а потому ущербные и уязвленные – вот главная причина данного преступления. «Все идет от семьи» – как ни сакраментальна эта фраза, она в основном верна.

Тем не менее, наверное, именно после злодеяния, совершенного подростками, в школах нашего города появилась программа противодействия экстремизму.

Всякие школьные программы «по случаю» имеют один существенный недостаток: они отнимают какой-то кусок времени у главных, фундаментальных школьных предметов. В этом отношении очень уязвима литература, время на изучение которой с каждым годом тает и тает. А ведь именно литература (в первую очередь – русская классическая) дает несравнимо больше для воспитания души, чем, скажем, беседы о толерантности.

Впрочем, те педагоги, которые участвовали в прошедшем недавно в Рязани региональном форуме учителей истории, обществознания и права, должны были почерпнуть немало интересного из выступления учителя истории рязанской школы №3 Риммы Вячеславовны Якшиной «Изучение межэтнических и межконфессиональных контактов жителей рязанского края в контексте противодействия экстремизму». Педагог поделилась опытом работы в классах, где учатся ребята разных национальностей, рассказала о проведении в школе дней толерантности, когда в гости приглашаются студенты-иностранцы рязанских вузов, о посещении вместе с учащимися организованного в Рязанском кремле молодежного клуба «Вече». И большой упор Р.В. Якшина сделала в своем докладе на необходимость изучения школьниками законов РФ, что должно заложить правовую базу на всю жизнь и предостеречь человека от многих дурных поступков, в том числе и экстремизма.

Конечно, велика роль в воспитании толерантного сознания именно преподавателей истории. Но как в последние годы усложнилась их работа! Кто из школьных историков в советское время раздумывал: какой учебник выбрать? А сейчас это, бывает, вопрос вопросов.

В связи с введением новых школьных стандартов в общеобразовательной школе будет использоваться около 2,5 тысячи учебников. Сейчас их несколько меньше. Можно смело утверждать: по истории – несколько сотен. И именно с учебниками по истории больше всего «заморочек». Комиссия по оценке их качества «заворачивает» до 25 процентов книг. Мало того, что в них содержатся фактические неточности. Очень часто учебники по-разному трактуют одни и те же исторические события. А учителям истории надо и преемственность в изучении своего предмета соблюсти, и определенного рода деликатность по отношению к тем конкретным ученикам, с которыми они работают. (Пример этого приводился в самом начале).

Проблем не становится меньше. В апреле в одной из телевизионных программ сообщалось, что Минобразования и науки РФ вводит в программу школьных курсов по истории обязательное изучение Холокоста в проекте «Путь к толерантности». В СМИ и Интернете это сообщение получило неоднозначную оценку – на том основании, что вряд ли стоит подчеркивать страдания от фашизма одной нации. Министерство на это отреагировало довольно неопределенно: будут дети проходить сей предмет или не будут, пока неясно.

В чем не приходится сомневаться, так это в том, что с первого сентября четвероклассники станут изучать (также влияющий на воспитание толерантности) предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет этот включает в себя шесть модулей: основы православной, исламской, буддистской и иудейской культур; основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Что именно преподавать, решают родители и учителя.

Надо сказать, что современные первоклассники имеют в учебной программе предмет «Окружающий мир», где даются некоторые познания по естество­знанию. Потому некоторые родители недоумевают: «Как же так – в четвертом классе ребенку будут говорить, что человек сотворен Богом, когда в первом классе ему уже сказали, что человек произошел в процессе эволюции? Как вообще подвести религиозную основу под школьные знания, которые основаны так или иначе на материалистическом восприятии мира?».

Ответы на эти вопросы давно уже ищут, например, в США. Но там, согласно некоторым данным, 40 процентов граждан верят в божест­венное происхождение человека. У нас же, по данным ВЦОИМ, 80 процентов населения страны – за теорию Дарвина в школе (сообщения «Российской газеты»).

Поэтому в 21 субъекте РФ, где апробировался новый курс, 42 процента родителей выбрали «Основы светской этики». Далее самый большой «процент» (30) у основ православной культуры.

В нашей области в некоторых районах, в отдельных учебных заведениях, «наработан» очень хороший опыт изучения основ православной культуры. Я вспоминаю в связи с этим рассказ директора одной из рязанских школ… На факультатив по православию записывал своего мальчика папа-вьетнамец. «Зачем вам это?» – спросили его. «Я хочу, – по­следовал ответ, – чтобы мой сын счастливо жил в окружающем мире».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 87 (4138) от 18 мая 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
ЗАХАРОВО. В дар краеведческому музею передана книга «Часослов»
Предположительно, она принадлежала Добро-Пчельской церкви.
Дорогами добра
Волонтерство – это возможность заявить о своей жизненной позиции
Елена Серебрякова
Читайте в этом номере: