А до этого много чего было: он окончил Рязанский сельскохозяйственный институт, потом юридический, попробовал поработать в столице. Вернулся. Работал в рыбоохране, под его надзором находились водоемы пяти южных районов области. Это нравилось и получалось – природу он любит. Затем в Россельхознадзоре произошла реорганизация, и ему предложили должность в отделе земельного контроля. Андрей инспектировал целевое использование земель сельскохозяйственного назначения.
Но тянуло к конкретному сельскому труду. Может быть, потому, что с 13 лет Андрей года четыре помогал другу отца, его знакомому фермеру.
Жил он, как и сейчас, с женой Ольгой и маленькой дочкой Алиной в Ряжске, в своем доме. Разводил домашнюю птицу, кроликов, выращивал поросят, имелись на подворье овцы и козы. Вот и судите, легко ли это – в свободное от основной работы время? Но ведь никто силой не заставлял. Просто нравилось.
Однажды один давний знакомый посоветовал: а попробовал бы ты начать свое собственное дело. Заведи овец, тем более, что пустующие фермы и заброшенные земли в районе есть. «А почему бы и нет?» – подумал Андрей Тяжло. Получил государственную регистрацию предприятия, оформил соответствующие документы. И только взявшись вплотную и всерьез, понял, как это трудно и что обратного хода нет.
На месте будущего фермерского хозяйства фактически не было ничего, все рухнуло в девяностые годы. Ни воды, ни электричества. Крыши на животноводческих помещениях давно сгорели. Остались только просевшие фундаменты и опоры, заросшие многолетним бурьяном. Оборудование и вообще все металлическое было растащено и сдано в утиль. Здесь надо было все разбирать и строить заново. Однако самые приблизительные расчеты показывали, что на восстановление нужно не менее 32 миллионов рублей, взять которые было неоткуда.
Андрей распродал домашнюю скотину, заложил дом. Запросил кредит на два миллиона рублей. И поехал в Астрахань, к своим сокурсникам по сельхозинституту, занимавшимся овцеводством. Встретились, обговорили взаимные условия. Тяжло на трех «Газелях» привез на огороженный нехитрым деревянным забором участок полученных на условиях доверия овец. Откармливал их на окрестных пастбищах, торговал мясом. Ночевали с женой тут же, в «уазике». Вырученные деньги вкладывали в свое новое дело. Подремонтировали ферму. Наняли работника. Провели электричество. Сами столбы вкапывали. Дело с мертвой точки сдвинулось. Андрей приехал сюда в июле 2008-го. А к концу года у него уже было поголовье в 200 ярочек.
Но с кредитом дело шло туго. Ну кто поверит, что на пустом месте практически из ничего можно создать ферму? Да и сколько уже было случаев: возьмет кто-нибудь кредит, обналичит его, бизнес через пару лет обанкротит. У банка ни денег, ни процентов по ним. А мошенник разъезжает на новеньком джипе и живет в недешевом особняке. Как доказать, что ты не аферист? Порой просто руки опускались.
Тогда понял свежеиспеченный фермер, что без помощи государства не обойтись. И сам не верил, что получится, но обратился к Губернатору области Олегу Ковалеву. И получил конкретную помощь. Не только от руководителя области, но и от регионального министра сельского хозяйства и продовольствия Николая Шестакова, и от главы муниципального образования Ряжский район Виталия Каширского. Кредит в размере одного миллиона рублей дали. Фермер продал мяса на 1 миллион 900 тысяч – по итогам 2009 года. Андрей тут же попросил погасить взятый кредит и выделить следующий на дальнейшее развитие хозяйства.
– Самое главное, рассказывает Андрей Тяжло, – что наше предприятие включили в пилотный проект по увеличению производства мяса. Благодаря этому мы не будем платить проценты ни по взятому кредиту, ни по следующим в течение пяти лет. А взятые в долг деньги – уверен на все сто! –
отработаем и отдадим согласно кредитному договору. Банк в убытке не будет – проценты погасит государство. Районная администрация предоставила нам залог в виде земельного участка под будущий кредит, который мы надеемся получить в этом году. Я часто бываю у Виталия Николаевича, рассказываю ему о наших делах, – продолжает Андрей Тяжло. – Он и сам не раз находил время приехать сюда в любую погоду, в грязь и снег. Для меня это было важно. Мы тогда только начинали, и от него я ни разу не слышал ответа «нет».
Андрей увлеченно показывал свое хозяйство. Вместо конторы у него строительный вагончик на колесах. Трактор для подвоза кормов пока приходится арендовать, а воду зимой возит сам Андрей на машине. Зато в отремонтированной ферме сухо, пол покрыт чистой соломой. Один из рабочих открыл ворота, и овцы шумной отарой хлынули в загон, к расставленным по периметру стожкам сена. Сейчас всюду вода, речка Моша залила окрестные луга. Но скоро все вокруг зазеленеет, и животных будет ждать сочная трава на пастбищах.
Фермер рассказывал, а я слушал и диву давался. Ему всего 35, и с момента прихода Тяжло на эту пустошь не прошло и двух лет. И вот у него уже 1074 овцы, 115 свиней, 20 коз. А работают в хозяйстве, включая Андрея и Ольгу, всего шесть человек. Хозяева выполняют работу наравне с другими, плюс немалые организационные дела. Ольга еще в прошлом году сама доила коз. Сейчас есть доярка, а она в основном занимается документацией, разного рода «бумажными» делами, да еще постоянные поездки в Рязань.
– В этом году, – говорит Ольга, – за два месяца у нас реализовано мяса больше, чем за весь 2009 год. Процентов 30 денег мы уже получили, а до 1 июня, как и положено по договорам, подойдут остальные, которые сразу же пустим в дело.
Мясо фермер продает на бойни Подмосковья, частным лицам, партнеру, который поставляет его в рестораны и кафе. Кроме этого, супруги сами торгуют своей продукцией на рынке в Ряжске. Их баранина и свинина пользуются спросом. Дело в том, что скот в хозяйстве откармливают без химических добавок. Серьезные рынки Москвы сразу предупредили: такие добавки откладываются в печени, и клеймение мяса не пройдет. Поэтому тут держат 20 коз, кормят поголовье молоком, зерном, сеном.
– Некоторые считают, что невыгодно заниматься сельским хозяйством, – удивляется Андрей. – Как это так невыгодно? Выгодно, но надо много и хорошо работать, иногда мне спать приходится по 4 часа в сутки. И дело надо вести грамотно. Вот, говорят, не ешь пять лет баранину, а то отары не будет, – продолжает он. – Реальная прибыль пойдет с овец года через два. А по кредиту надо платить каждый месяц обязательно. Поэтому мы и держим свиней, они дают сравнительно быстрые деньги.
Я видел его свиней в хлеву: тут и здоровенные племенные хряки, и упитанные свиноматки, и маленькие поросята. Покормил поросят девять месяцев – и можно продавать. А приплод от свиней получают два раза в год. Тяжло планирует в дальнейшем приобрести тысячу поросят породы «большая белая» в Шелковском племхозяйстве, считает, что там они самые лучшие.
– Свиноводство – это очень рентабельная отрасль, – говорит Андрей. – Если правильно подойти к откорму, использовать пастбища, больше давать зеленого корма, летом не держать их взаперти, увеличивается многоплодие, легче происходит опорос, быстрее идет откорм. Так мы и делаем.
Но планирует Тяжло и увеличение поголовья овец. Местных угодий, как подсчитал фермер, даже если просто косить траву, хватит на 10 тысяч их маточного поголовья.
И еще. Он очень хочет привлечь в свое хозяйство тех людей из деревни, которые ездят работать в Москву вахтовым методом, в основном, охранниками. Потому что потом их сюда не вернешь.
– Хотелось бы, чтобы люди получали удовольствие от своей работы. Земля наша обеспечит так, что всем хватит. Если правильно к ней относиться, – считает фермер.
– Так ведь тяжело же, – не удержался я.
– Да что вы, – удивился Андрей. – Интересно!
А жена добавила:
– Я очень довольна. Есть интерес в жизни, есть стимул развиваться. Видишь цель в будущем. Что нам нужно? Время, силы и государственная поддержка.
Читатель может подумать: мол, молодцы – ребята. Но ведь времени свободного нет. А вот и не так. Есть и увлечения. Андрей – страстный охотник. С любовью держит прекрасных борзых. Жена – отнюдь не замученная непосильным трудом женщина, а, прямо скажем, умница и красавица. Дочь Алина учится в музыкальной школе и играет на фортепиано. А двое ближайших помощников Андрея на ферме Игорь Сорокин и Андрей Жихарев, которые работают с ним с самого начала, – совсем молодые люди, которые не только пасут овец, развозят корма, убирают в помещениях, но и лихо управляются с ноутбуком.