Если раньше первый экзамен в школе (выпускное сочинение) окутывал некоторый романтический флер (белые воротнички, белые фартучки, глубокие раздумья над судьбой Катерины в «темном царстве»), то информация о первом ЕГЭ в этом году (28 мая) напоминала сводки с полей сражений; заблокированы все сайты, могущие дать подсказку, отобраны все мобильные телефоны…
Десять лет назад ввели для наших школьников ЕГЭ (включая период эксперимента), и все это время идут споры. Одни доказывают: тесты для проверки знаний – это неглубоко и необъективно, лучше экзамен «глаза в глаза». Другие (начиная с Минобразования РФ) не устают твердить: тесты – это независимая, а потому самая объективная проверка. И совмещение выпускного и вступительного экзамена дает равные возможности ребятам из провинции и выпускникам школ крупных городов.
Последнее, как везде об этом говорят, вроде бы оправдывается.
Но вот с объективностью, а тем более честностью на ЕГЭ пока не все ладно. Недавно следственные органы возбудили два уголовных дела по факту приема прошлым летом более 500 «мертвых душ» в Российский национальный исследовательский медицинский университет. Поможет ли такая профилактика?
Тем не менее, Министерство образования и науки РФ в лице нового своего руководителя Дмитрия Ливанова утверждает: ЕГЭ быть! Надо только его совершенствовать.
Какие «улучшения» экзамена уже наблюдались и будут наблюдаться в этом году? Скажем, по части содержания? По сравнению с прошлым годом в тестах по истории, которая наряду с биологией и информатикой сдавалась на днях, существенно сократилось число заданий с кратким и выборочным ответом, что позволяет выпускникам больше проявить свое историческое мышление.
Но главное все-таки – это предотвращение нарушений: изъятие, как уже говорилось, мобильников, наличие глушилок – способа известного, кстати, еще со времен студента Шурика из незабываемой кинокомедии. По сведениям специалиста Рособрнадзора, между этой службой и социальными сетями достигнуто соглашение, что они будут содействовать тому, чтобы нарушений на ЕГЭ было меньше.
Впрочем, выпускники – народ изобретательный, а новое – это хорошо забытое старое. Есть еще такое «народное средство» как … голые коленки. Записанная на них информация тоже может при случае пригодиться. Если кому по силам «блокировать» ее, так это общественным наблюдателям.
Может быть, не все из них достаточно разбираются в новых технологиях, но «засечь» банальную шпаргалку вполне в состоянии. А наказание за списывание и все такое прочее очень строгое: пересдавать ЕГЭ в нынешнем году не разрешат. И это тоже новшество.
Но разве нужны только запретительные меры? Давайте взывать к совести и разуму. Наша цель – гражданское общество. Будем строить его, начиная с ЕГЭ. Пусть ученики, родители, учителя, чиновники, сотрудники вузов создадут для экзамена честное пространство… С этим предложением выступил в программе НТВ директор центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский. Очень дельное предложение.
точка зрения
Елена Осипова,
декан факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина:
– Как форма поступления в вуз единый государственный экзамен меня вполне устраивает. Во всем остальном – нет. Единственной формой проверки знаний тестовая система быть не может. На правах вспомогательной – это нормально. Основываюсь, естественно, на собственном опыте. С отменой в школах выпускного сочинения по литературе и русскому языку мы немало потеряли. Многие студенты с трудом строят предложения, пытаясь передать свою мысль. Наш предмет изучения от ЕГЭ пострадал…