07:10 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1923

Бедность и порог

Одна моя старая знакомая, живущая на пенсию ниже среднестатистической, но имеющая массу друзей, приятелей, родственников, никогда не забудет ни об их днях рождения, ни о семейных праздниках – обязательно придет с пирогом собственного приготовления, с сувениром, поздравит и никогда не посетует на нехватку денег. В семье других давних приятелей все, как говорится, при деле, имеют стабильные заработки, возможность отдыхать не только на черноморских курортах Кубани, делать серьезные покупки, но все чаще жалуются на нехватку средств. Впрочем, чему удивляться, все, как в старой пословице; у кого щи пустые, у кого жемчуг мелок.

Но все же: как и чем можно измерить то, что называется прожиточным минимумом, и можно ли вообще это сделать, учитывая, что все мы (а следовательно, и наши потребности) – разные? Взаимосвязаны ли социальная помощь государства, желание работать и сегодняшняя ситуация на рынке труда, где все чаще звучит слово «дефицит рабочей силы», причем практически во всех сферах экономики?

Ответы на эти вопросы, очевидно, следует искать в двух плоскостях: нравственной и экономической. Патриарх Кирилл считает серьезной опасностью то, что у нас создается общество потребления, в котором не остается места для духовности, нравственности. Но это тема отдельного серьезного разговора. С точки же зрения экономистов, сегодня назрела ситуация, когда социальная политика государства должна стать адресной. Из этого следует, что помощь, в первую очередь, должна идти к тем, кто в ней действительно нуждается, а не всем, кто «вмещается» в рамки льготных категорий.

Еженедельник «Деньги» со ссылкой на агентство «Финмаркет» на днях сообщил, что Минфин предлагает «пересмотреть устаревшую методику определения уровня бедности с последующей «инвентаризацией» социальных гарантий государства».

Если предложения эти будут одобрены, то на смену «потребительской корзине» (честно говоря, весьма легонькой, но тем не менее определяющей на сегодня порог бедности, а следовательно, и социальные выплаты) придет комбинированный подход. Он предполагает выплаты по дифференцированной шкале, учитывающей несколько «порогов» в зависимости от конкретных ситуаций. Как полагают разработчики новшеств, это позволит учитывать реальные возможности и потребности получателей льгот, а не раздавать льготы всем в равно малой доле. А это, в свою очередь, позволит решить сразу две задачи: «сократить бедность и побороть иждивенчество».

Сегодня официально бедных у нас в стране, по данным статистики, около 18 миллионов человек. Но, как говорится, есть статистика и есть… статистика. Причем иная. Несколько лет назад в одном из районов нашей области, где был зафиксирован самый высокий уровень безработицы (а следовательно – больше и соответствующих выплат по безработице полагалось его жителям), за год приобретено столько автомобилей в личное пользование, что в былое время рапортовали бы о неуклонно растущем благосостоянии нашего (то бишь местного) народонаселения. Вот такие, понимаешь, загогулины встречаются. С одной стороны, детские пособия действительно просто мизерны. С другой – далеко не все в них по-настоящему нуждались, но тем не менее получали.

Вопросы, связанные с распределением льгот, всегда непросты. Но то, что социальная помощь должна быть эффективной, адресной, на основе реальной ситуации, а не формальных признаков, бесспорно. Иначе будем, не щадя государственного кармана, увеличивать число тех, кто за порогом, не учитывая и не стимулируя тех, кто вполне в состоянии этот порог перешагнуть.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 99 (4150) от 05 июня 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Великолепная пятерка
Мастера пейзажа показали класс
Елена Коренева
5 июня - Всемирный день окружающей среды
День эколога.
Читайте в этом номере: