Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев провел совещание с представителями экспертного сообщества по вопросам адаптации российской экономики к условиям вступления во Всемирную торговую организацию. Как максимально использовать выгоду от вступления в ВТО и минимизировать риски для отраслей, наиболее чувствительных к происходящим процессам? Предполагается, что точкой отсчета станет 1 сентября текущего года, а значит, времени для выработки конкретных мер не так уж много.
Правительство подготовило сразу три плана мер по адаптации России в ВТО. Подготовлена и некая компиляция этих планов. Она включает в себя около 400 мер, половина из которых предложена бизнесом, половина – федеральными органами исполнительной власти. Задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, подойти к часу икс с принятыми соответствующими нормативными актами, необходимыми для выполнения наших обязательств, с другой стороны, использовать гибкость, которая есть в наших обязательствах (не зря же Россия 16 лет обсуждала свои условия вступления в ВТО) для минимизации рисков.
В ходе обсуждения перспектив вступления в ВТО уже принят ряд конкретных решений: о мониторинге ввоза чувствительных товаров, о некоторых субсидиях сельхозтоваропроизводителям, о преференциях для отечественных товаров в госзакупках. Но этого мало.
Представитель Зернового союза России считает, что ВТО – это достаточно горькое, но все же лекарство от наших системных болезней. Теперь появился повод активнее бороться с застарелыми недугами. В частности, в последние годы в стране созданы серьезные стимулы для развития животноводства, а вот в растениеводстве таких локомотивов не появилось. Хроническая нехватка средств и чрезмерная волотильность цен периодически выводят отрасль в убыточную зону. Отсюда – нарастание долговой нагрузки на бизнес. Решать проблемы с помощью бюджетной накачки теперь не получится. Представители нашего аграрного бизнеса изучили международный опыт и разработали систему так называемого риск-менеджмента, которая позволит нивелировать коммерческие риски и повысить надежность производителя как заемщика. Разработчики системы уверяют, что для ее реализации не нужны бюджетные средства, только административный ресурс. Обещают, что эта система даст возможность влиять и на технологическую базу в аграрном секторе.
А в этом как раз страшно заинтересованы промышленники и предприниматели. Ведь у нас есть проблемы в сельскохозяйственном машиностроении, производстве техники. Участники совещания считают очень важным повысить информационную доступность всего, что связано с ВТО. Степень реального знания в нашей экономике о том, что такое ВТО, не очень велика. Предложено было даже организовать какие-то курсы по ВТО для представителей бизнеса. Предлагается рассмотреть целый комплекс мер для поддержки российского экспорта в соответствии с правилами, бытующими в ВТО, особенно высокотехнологичного экспорта, в частности экспортными кредитами.
Молочная отрасль – очень чувствительная с точки зрения доходности, но для нее ВТО не самая серьезная проблема сегодня. Гораздо чувствительнее фальсификат молочной продукции и невысокий уровень потребления молока внутри страны. Он у нас существенно ниже медицинских норм и европейских стандартов. Теперь появляется возможность воспользоваться западными инструментами для продвижения отечественной продукции на внутреннем рынке. Необходима и синхронизация работы в рамках Таможенного союза. В соответствии с опытом того же Евросоюза нам предстоит привести к некому единому знаменателю конкурентные условия и здесь. Программа государственной поддержки сельского хозяйства, рассчитанная до 2020 года, должна быть ориентирована на стимулирование модернизации и эффективности. Чтобы инвесторы видели, что выгоднее производить на территории России, чем завозить сюда продукцию.
В ходе обсуждения проблемы вступления в ВТО экспертами напрашивается вывод о том, что выход России на международный уровень торговых отношений позволит многое изменить и внутри страны, стимулирует переход к новому качеству бизнеса, активизирует решение ряда вопросов внутри Таможенного союза.