Работать с пожилыми людьми не менее сложно и ответственно, чем с маленькими детьми. Только необходимо обладать даже большей чуткостью и деликатностью, чтобы ненароком не обидеть старого человека.
На работу – по зову сердца
Валентина Корякина и не думала, что когда-нибудь станет социальным работником. У нее была совсем другая профессия: она трудилась в инженерно-строительной организации. В начале девяностых, когда строительство в Рязани практически не велось, организацию просто ликвидировали. Оставшись без работы, Валентина Корякина по совету подружки устроилась в комплексный центр социального обслуживания населения Октябрьского района Рязани.
– Получается, что стала социальным работником совершенно случайно, а уйти уже не могу, – делится женщина. – Мне кажется, что такой поступок сродни предательству, ведь подопечные привыкли ко мне.
По статистике, для большинства пожилых людей социальный работник становится по-настоящему близким человеком, которому они доверяют и с которым готовы поделиться невзгодами или просто поговорить. Вот и для своих подопечных Валентина Корякина – просто Валечка, помощи и душевного участия которой они очень ждут.
Валентина говорит, что, когда только начинала работать со стариками, было трудно не столько физически, сколько морально. Судьба каждого подопечного непростая, каждому хотелось помочь. Моральное напряжение с годами не уходит. Привыкнуть к одиночеству и человеческому горю невозможно.
С сумками наперевес
Рабочий день соцработника начинается с похода на рынок, в магазины за продуктами и аптеку за лекарствами для своих подопечных. Сейчас «под крылом» Валентины Корякиной – восемь человек, и все живут на разных улицах. Однако тяжелые сумки и пятиэтажки без лифта не пугают женщину, ведь она знает, что ее ждут.
В тот день мы встретились с Валентиной Корякиной в комплексном центре социального обслуживания населения Октябрьского района Рязани, куда она пришла уже с сумкой, полной продуктов. Вместе мы отправляемся к пожилым людям.
Клавдия Ивановна Леончик встречает нас в дверях. Она не одинока, – живет с дочерью и зятем. «Отношения у нас хорошие, – говорит пенсионерка, – только у дочери серьезные проблемы с сердцем, поэтому без помощи социального работника нам не обойтись».
Клавдия Ивановна – труженица тыла. Когда немцы шли на Москву, она была в числе тех, кто рыл противотанковые рвы. После Великой Отечественной войны Клавдия Леончик много лет проработала на руководящих должностях в пищевой промышленности Рязани и области.
«Почти до восьмидесяти лет по врачам не ходила, а потом сразу четыре серьезных заболевания у меня обнаружили», – говорит пенсионерка. Но и сейчас, в свои восемьдесят семь, она старается не унывать.
Попрощавшись с Клавдией Леончик, отправляемся к следующей подопечной Валентины Корякиной. Но вначале заходим в супермаркет, где соцработник по списку покупает то, что накануне заказывала семидесятидвухлетняя Людмила Осовая.
Зайдя в квартиру к пенсионерке, Валентина Анатольевна первым делом спрашивает, как дела, как здоровье, потом выкладывает продукты, аккуратно записывает все покупки в специальную тетрадь, интересуется, что нужно принести в следующий раз.
Еще немного пообщавшись с Людмилой Осовой, спешим с химчистку, чтобы забрать вещи Лидии Величко. Восьмидесятипятилетняя пенсионерка после смерти супруга осталась совсем одна. Пять лет назад она сама позвонила в комплексный центр социального обслуживания населения Октябрьского района Рязани и сказала, что ей нужен помощник. С тех пор Валентина Корякина – желанный гость в доме Лидии Ивановны.
В теплое время года бабушка сама выходит на улицу, а зимой и в распутицу старается не рисковать. «Каждый раз с нетерпением жду социального работника», – делится она.
Среди подопечных Валентины Корякиной выделяются супруги Владимир Степанович и Ада Васильевна Рыбаковы. Он – труженик тыла, она – бывшая несовершеннолетняя узница фашистского концлагеря. Дети Рыбаковых навещают часто и помогают им. Тем не менее Ада Васильевна и Владимир Степанович приняли решение, что им необходим соцработник. И, как сами теперь говорят, ни разу о своем решении не пожалели.
– Валентина не только приносит нам продукты и лекарства, но и оплачивает коммунальные услуги и телефон. Даже на ВТЭК она помогала собрать все необходимые документы. С ее помощью мне удалось оформить первую группу инвалидности, – рассказывает Ада Васильевна.
Без очереди не пропустят
Навестив своих подопечных, Валентина Корякина отправляется в поликлинику. «Терапевт соцработников чаще всего принимает без очереди, потому что хорошо знает нас, – говорит она, – а приема узкого специалиста приходится дожидаться часами в общей очереди».
В общей очереди много времени социальные работники проводят и в пунктах приема коммунальных платежей. Когда же достают сразу несколько книжек, нередко слышат недовольство людей, стоящих за ними.
***
Стать опорой для тех, кто по разным обстоятельствам остался один, по силам далеко не каждому. Как не каждый готов и бегать с тяжелыми сумками по адресам или стоять в огромных очередях в поликлинике, чтобы записать своего подопечного к врачу, или заниматься бумажных делами, связанными с различными выплатами и льготами.
Казалось бы, зачем прилагать столько сил и здоровья, если зарплата невысокая? Большинство социальных работников, как и Валентина Корякина, твердо отвечают, что по-другому просто уже не смогут.