08:24 МСК
Понедельник
06 / 12 / 2021
2505

Мир на грани

Почему писатели пишут фантастику? То есть придумывают «с чистого листа», конструируют сюжеты о том, чего никогда не было или строят альтернативную реальность на основе действительных фактов. С одной стороны, можно, наверное, говорить о гипертрофированном воображении иных авторов, которым тесно в рамках обыденности и которым неинтересно создавать типические образы и конструировать ситуации на основе происходящего вокруг. В то же время немалое число так называемых «серьезных» авторов вдруг отклоняются от курса «твердых реалистов» и выдают на суд читающей публики нечто, никак не согласовывающееся с их прежними работами. Такой эффект в свое время произвел роман «Тавро Кассандры» Чингиза Айтматова. Мы уж не говорим о тех, кто в своем творчестве постоянно балансирует на границе жанров. Как, например, Владимир Орлов со своим знаменитым «Альтистом Даниловым» и прочими, не менее загадочными романами.

Фантастика, бесспорно, привлекает тем, что можно взглянуть на проблему под нетривиальным углом зрения, предположить развитие актуальных для цивилизации событий. Опять же, не исключена вероятность, что написанное исполнится. Примеры приводить не станем, они слишком хрестоматийны.

Сборник «Красные волки, красные гуси» явно не претендует на то, чтобы его однозначно причисляли к фантастическим. Хотя бы потому что в книжных магазинах он стоит на полках с современной русской литературой. Видимо, таков был изначальный план издателей. Иначе, оформление было бы иным. Тут же все скромно, за исключением броского логотипа «От финалиста премии «Большая книга», который, вероятно, должен намекать на некую избранность, особенность сборника. И все-таки, это фантастика.

Литературовед Данила Давыдов в послесловии написал о книге следующее: «В ней описан мир, существующий на грани реального и сверхреального, мир принципиально обманчивый, всегда готовый – в самый неожиданный момент и самым неожиданным образом – приоткрыть свое второе дно». Автор сборника Мария Галина собрала под обложкой одиннадцать рассказов и одну повесть разных лет издания, которые, являясь, бесспорно, фантастическими, тем не менее не соответствуют строгим нормам данного литературного жанра. Если вы читали рассказ Пелевина «Хрустальный мир», вы меня поймете. Аналогия полная, хотя и не намеренная. Все тексты, это что-то очень зыбкое, реальную основу каждого сюжета искажают картины ирреального миража. Приходится пристально «вглядываться», чтобы за первым планом увидеть второй и определить, какой же из них достовернее.

Степень искаженности миров в рассказах различна. К примеру, смешно написанный, но страшненький по сути рассказ «Краткое пособие по собаководству» основан на ничем не подкрепленной, кроме отвлеченных рассуждений, догадке. Речь в нем о том, как щенок, приобретенный ребенку на птичьем рынке, может лишить работы и разбить надежды на семейное счастье. Совершенно отчаявшаяся рассказчица приходит в итоге к мысли, что если бы инопланетяне захотели подчинить себе землян, то лучшим способом для них стало бы превращение в милых зверюшек. Большинство людей не сможет равнодушно пройти мимо брошенного, заглядывающего в глаза котенка или щеночка.

В рассказе «Ящерица» сосуществуют две эпохи. Муж – хронический неудачник, она – домохозяйка, вокруг – тоскливые серые будни. Их главная надежда – драгоценное украшение в виде ящерицы, семейная ценность. Нашей действительности противопоставлена сталинская эпоха, когда, собственно, мать мужа и становится обладательницей этого украшения. Фантастическим, или даже, скорее мистическим, делает этот рассказ финал. Каждый может его расшифровать по-своему: злой демон отобрал у семейства последний шанс на счастье или обычный мошенник провел супругов. Или все происходящее – плод воображения «закисшей» от безделья и одиночества дамочки?

В рассказе, давшему название всему сборнику – «Красные волки, красные гуси» с подзаголовком «Посвящается книгам детства», – реальное остро противопоставляется вымышленному. В далекое (не то сибирское, не то кавказское) селение за редкими видами животных и птиц приезжает натуралист. Попутно он пишет дневник под названием «По отдаленным тропам», но, по мнению Галиной, описанное в книге должно тотально не совпадать с тем, что он мог видеть вокруг. Мария Галина словно «препарировала» книгу «По отдаленным тропам» (нам рекомендуется считать ее действительно существующей) и подвергла сомнению благостную атмосферу, струящуюся с ее страниц. Страницы «Дневника» чередуются с текстом Галиной, и если учесть, что действие разворачивается где-то на рубеже 20 – 30-ых, то сомнения могут быть оправданны: вместо азартного строительства социализма – отсталость национальных окраин, озлобленность и невежество коренного населения.

Самый нежный рассказ сборника называется сухо – «Юго-западная железная дорога». В принципе, его идея не нова, многие писали об особых способностях, присущих некоторым детям, которые ими с возрастом утрачиваются. Поэтому предлагаю воспринимать его просто как ностальгию по безвозвратно минувшим годам. «Проснулся он оттого, что поезд стоял. За окном было очень тихо… Лютик приподнялся на локтях и выглянул в окно. Перрона не было. Сразу за окном начинался сосновый лес, за стволами деревьев виднелись аккуратные белые домики, а по земле змеились дорожки, выложенные цветными плитами. Была, вроде, все та же ночь, но он отчетливо различал чешуйки на красноватой коре сосен. Еще за деревьями проглядывало что-то вроде моста – тоже белого и легкого, и тоже почему-то ясно видимого, хотя никаких фонарей не было». Пока родители и младшая сестра спали беспробудным сном, Лютик стал свидетелем чуда.

Главным произведением Марии Галиной считается роман «Малая Глуша», с которым она в прошлом году вышла в финал литературной премии «Большая книга», но если бы она всю жизнь работала только с малой формой, все равно «застолбила» бы место в отечественной фантастике, а поклонники от нее и так никуда не денутся.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 63 (3614) от 09 апреля 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Только призеров имена
Шилово. Личное первенство Ерахтурской средней школы по русским шашкам, проходившее при 16 участниках, закончилось победой семиклассника Олега Миндорина (на снимке). Его результат – ...
Анатолий Пономаренко
Пробуждение жизни
Яркая картинка детства… Апрель. Снег исчез. На улице тишина. Солнце, безоблачное слепящее небо. От нагретой земли струится парок, летают ожившие мухи, порхают первые бабочки, а на ...
Иван Назаров
Читайте в этом номере: