Особо опасные преступники-рецидивисты и те, кто осужден впервые, теперь будут отбывать наказание раздельно – в тюрьмах трех режимов и колониях-поселениях двух видов. Изменятся и условия содержания осужденных, будут активно применяться электронные средства контроля, появятся новые формы воспитательной работы.
Шаг к европейским стандартам
В настоящее время в Рязанской области шесть исправительных колоний и одна воспитательная. В них отбывают наказание около 6000 нарушителей закона. По сравнению с прошлым годом их число сократилось на тысячу. Около 70 процентов из них употребляли наркотики, имеют различные психические заболевания. Средний возраст осужденных 25-30 лет. Существует рецидивная преступность: человек, выходя на свободу, спустя некоторое время вновь нарушает закон и возвращается за решетку.
– Наша главная задача – подготовить осужденных к нормальной жизни в обществе. Согласно новой концепции развития УИС, мы должны приблизиться к европейским стандартам. Один из основных акцентов будет сделан на индивидуальную работу с осужденными, – отметил начальник УФСИН России по Рязанской области Сергей Ушаков.
В колониях планируется значительно увеличить штат психологов, социальных педагогов, психотерапевтов. Работа с нарушителями закона должна стать, прежде всего, социально реабилитирующей.
– Для того чтобы реализация концепции прошла успешно, нужны профессиональные, молодые, инициативные люди. В рязанской УИС они есть, – говорит Сергей Ушаков. – Сейчас разрабатывается пакет документов о социальных льготах для сотрудников, будет уделяться внимание обеспечению их жильем по различным программам. С 2013 года увеличится заработная плата.
Одним из важных направлений реформы уголовно-исполнительной системы становится ее открытость для общества, средств массовой информации. В последнее время участились случаи появления в Интернете ложной информации о беспорядках в рязанских колониях. Совсем недавно, например, на одном из сайтов было размещено заявление одного человека о том, что якобы сотрудники колонии строгого режима №2 избили осужденного. В ответ он будто бы порезал себе вены. В исправительное учреждение незамедлительно выехали специальная комиссия во главе с Уполномоченным по правам человека в регионе Александром Гришко, медицинские эксперты, журналисты. «Пострадавший» с удивлением воспринял информацию о своем избиении и попытке самоубийства и письменным заявлением подтвердил, что не давал никаких сведений Интернет-ресурсам.
Сейчас в этой колонии отбывают наказание около 1400 человек. Все они осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. Жизнь здесь подчинена определенным правилам и распорядку. Территория разделена на жилую и производственную зоны. Оборудована столовая, работает библиотека. В свободное время осужденные играют в настольные игры, футбол, занимаются на спортплощадках.
В Рязанской области исправительная колония №2 является одной из первых, где полным ходом реализуется концепция реформы уголовно-исполнительной системы. В соответствии с ней сейчас здесь перестраивается одно из зданий. На первых двух этажах будут комнаты для проживания, на третьем – небольшой досуговый центр. Впоследствии при изменении законодательства данные комнаты преобразуются в камеры. Если раньше осужденные жили в общежитиях по 70 и более человек, то теперь они будут отбывать наказание в помещениях на 2-6 человек, как во многих других странах мира. Причем те, кто впервые попал за решетку, будут находиться в надежной изоляции от рецидивистов и криминальных лидеров. Режим содержания продуман таким образом, чтобы в процессе прогулок, приема пищи, работы и отдыха опасные преступники не могли общаться с другими категориями осужденных. До 2016 года в России все исправительные колонии должны поменять свой профиль. Они превратятся в тюрьмы общего, усиленного и особого режима и колонии-поселения с обычным и усиленным наблюдением.
– Среди осужденных есть те, кто совершил преступление по неосторожности, впервые нарушил закон. Нельзя допускать, чтобы жизнь в местах лишения свободы подавила их окончательно. Поэтому они будут отбывать наказание в колониях-поселениях с относительно мягким режимом содержания. Это поможет осужденным встать на путь исправления, – считает начальник рязанского Управления ФСИН Сергей Ушаков.
Колонии для несовершеннолетних будут преобразованы в воспитательные центры, где будут находиться молодые люди в возрасте до 25 лет, а не до 18-19, как это было ранее.
Согласно концепции развития УИС, с 2011 года в 30 регионах России стали применять электронные браслеты для контроля осужденных. Они позволяют использовать возможности спутникового слежения за объектом наблюдения, определять его местонахождение в течение 24 часов в сутки. При этом устройство нельзя самовольно снять или перепрограммировать: в случае таких попыток на пульт сразу подается сигнал. Рязанская область не стала исключением – в рамках эксперимента в уголовно-исполнительных инспекциях частично внедрены электронные средства контроля.
Послушание и труд все перетрут
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Сегодня эту фразу в какой-то степени можно применить и к осужденным. Дело в том, что в колониях, в соответствии с новой концепцией, начал работать «социальный лифт» – система оценки поведения нарушителей закона. Основными критериями оценки являются законопослушное поведение, желание исправиться, стремление стать полноценным членом общества. Оценивает поведение осужденного специальная комиссия, в которую входят не только сотрудники колонии, но и правозащитники, представители общественности, органов власти. Для того чтобы подняться на таком «лифте», надо приложить немало усилий.
– «Социальные лифты» заработали уже во всех колониях нашего региона. Они призваны стимулировать осужденных к исправлению. Если человек ведет себя хорошо, то он может рассчитывать на более мягкий режим содержания. А вот при нарушении режима отбывания наказания он может быть переведен на более жесткие условия, – рассказывает глава регионального УФСИН Сергей Ушаков.
В течение дня осужденные должны выходить на работу. Место трудовой деятельности выбирается исходя из их личных пожеланий, профессиональной подготовки и образования. Если же профессии нет, на территории колоний есть училища, где осужденным дают профильное образование. Ну а затем «молодых специалистов» отправляют на производство. Рамки для фотографий, детские кроватки, кухонные наборы, сувенирная продукция, оконные решетки, инвентарь для игровых площадок… В исправительной колонии №2 дерево- и металлообрабатывающие цеха хорошо оборудованы – администрация постаралась создать все условия для «исправления трудом». Главной продукцией этой колонии является сельхозтехника, а именно грабли-ворошилки, которые крепятся на трактор. По словам начальника колонии полковника внутренней службы Василия Вовченко, им нет аналогов в мире.
– Все наши изделия запатентованы и сертифицированы. Еще одно их преимущество – приемлемая цена. За рубежом подобная техника стоит гораздо дороже, – сказал Василий Вовченко. – Кроме этого мы шьем рабочую спецодежду, обувь, печем хлеб, выращиваем зерно, овощи.
Осужденные получают сдельную зарплату, из которой платят за собственное содержание, выплачивают алименты, часть денег поступает в Пенсионный фонд, а затем уже высчитываются иски. В соответствии с новой концепцией производство в тюрьмах и колониях-поселениях будет и дальше развиваться. Сейчас в исправительных учреждениях нашего региона трудятся около 40 процентов осужденных. К сожалению, уголовно-исполнительная система пока не может обеспечить всех рабочими местами.
Перевоспитание осужденных, гуманизация условий их содержания, внедрение современных технологий в практику исполнения наказаний, создание условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры, – все эти задачи призвана решить уголовно-исполнительная система. Приблизится ли она к европейским стандартам – покажет время. Но первый шаг на этом пути уже сделан.