С такой инициативой выступил депутат Государственной Думы Франц Клинцевич. Разработанный им законопроект предполагает обложение уклонистов ежемесячным налогом в размере 13 процентов от заработной платы. Согласно документу, налог будет выплачиваться лицами, признанными уклоняющимися от службы в армии, вплоть до их выхода на пенсию.
Инициатива приветствуется
В том случае, если законопроект преодолеет необходимые «барьеры» и будет подписан, доход в пользу государства будут отчислять не все без исключения уклонисты. Те, кого официально признают не годным к службе, от выплат будут освобождены, сообщил «Известиям» автор законопроекта. «Если у молодого человека есть уважительные причины — по состоянию здоровья или в случае прохождения военной службы в других ведомствах, тогда налог взиматься не будет, — отмечает Клинцевич. — Но у нас сегодня очень много обеспеченных детей чиновников, которые не служили в армии, пусть пополняют казну. С тех, кто будет отказываться, будет взиматься налог через суд».
Планируется, что полученные таким образом средства пойдут на укрепление оборонки, поддержку армии или помощь пострадавшим в ходе боевых действий или в период армейской службы военнослужащим.
Предложение Клинцевича одобрили как коллеги-единороссы, так и депутаты от других партий. Представитель фракции ЛДПР, зампред комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев в целом идею с введением налога «на уклон» поддержал, однако сообщил, что 13 процентов – сумма слишком большая, и даже если снизить взимаемый процент до 3-4, доход в пользу государства получится очень значительным. При этом депутат оценил преимущества, отраженные в законопроекте: «Возможно, в 18 лет молодой человек не сможет осознать, что за отказ от службы в армии ему придется платить до самой пенсии. Но у него будет возможность изменить решение, когда в 25 он начнет много зарабатывать и поймет, что отслужить год может быть проще, чем платить до 60 лет по 13% с постоянно повышающейся зарплаты», — отметил Сергей Жигарев, который также подчеркнул, что полученные средства необходимо будет направлять на формирование контрактной армии.
Законопроект об установлении налога для уклонистов уже широко обсуждается, ряд критиков высказывают мнение, что приравнивать обложение налогом к наказанию не самая лучшая идея, якобы это дискредитирует саму систему налогообложения, приравнивая остальные налоговые сборы к карательным мерам против граждан. Долговременных же штрафов для нарушителей закона пока не существует. Кроме того, ряд вопросов возникает к самой процедуре признания уклонистом. Как именно будут фиксировать факт уклонения от армейской службы, пока непонятно, однако совершенно ясно, что систему розыска и наказания беглецов от армии придется совершенствовать.
От чего бежим?
В настоящее время уклонистами считаются те, кто, получив повестку на руки, не явился по ней в военкомат. Военный комиссар Рязанской области Владислав Деев рассказывает, что кардинальные меры к призывнику, не пришедшему в установленный срок в военкомат, применяются не сразу.
Если человек не приходит по повестке вовремя, его оповещают повторно. Мало того, «первичным» уклонистам дают время для того, чтобы одуматься или же оправдаться за несвоевременную явку в военкомат. В том случае, если человек придет позже назначенного срока, но принесет оправдательный документ, уклонистом он считаться не будет. Если же призывник не может явиться по повестке по каким-либо уважительным причинам, он может заранее предупредить руководителя отдела призыва по месту жительства и для прохождения необходимых процедур явиться в другое время. Когда же после трех-четырех оповещений призывник так и не появляется в отделе военного комиссариата, к розыску привлекается полиция. Стражи правопорядка находят уклониста, на него составляется протокол об административном правонарушении и вручается повестка в военкомат. Если и после этого гражданин не появляется в военкомате, встает вопрос о привлечении уклониста к уголовной ответственности. «Суд – это крайняя мера, – говорит военком Рязанской области Владислав Деев, – и применяется эта мера, когда административная практика не оказывает должного действия на гражданина. Тогда готовятся необходимые материалы, которые передаются следственным органам для возбуждения уголовного дела». В настоящее время в следственные органы направлены 8 дел об уклонении от службы – это «улов» только весеннего призыва. Уклонистов же в разы больше – за весну список беглецов от армии нашего региона пополнили порядка 140 человек. Всего же в стране около 200 тысяч уклонистов, причем далеко не каждый оказывается годным к армейской службе.
«Сегодня всего 10-15 процентов уклонистов по состоянию здоровья годны к армейской службе, – отмечает Владислав Деев, – в настоящее время отбор на службу в армию ужесточается, критерии физического здоровья солдат становятся выше, соответственно, процент годных к службе в армии становится меньше». Большинство тех, кто решил уклониться от армейской службы, к этой самой службе не годны вовсе, но для того, чтобы установить «годность» призывника, его нужно обследовать, а для этого – найти. Сил и средств на розыск несознательных юношей у государства уходит достаточно много, а вот компенсации – пока никакой.
К введению налога для уклонистов сотрудники рязанских военкоматов относятся настороженно: «Пока это всего лишь проект», – говорят они. В марте этого года Совет Федерации предложил избавить военкоматы от обязанности вручать повестки призывникам «на дому». Мера по улучшению механизма призыва в армию предполагала, что призывникам самим придется забирать повестки в отделах военкоматов по месту жительства. Однако такое предложение поддержки не нашло. У «налоговой» инициативы, по мнению экспертов, шансов «на подпись» куда больше.
Оборотная сторона уклона
Уклонистом может считаться человек в возрасте до 29 лет, согласно словам экспертов, срок давности дел по статье 328 УК РФ, предусматривающей наказание за уклонение от военной службы, составляет два года.
По части 1 статьи 328 Уголовного кодекса РФ, максимальный штраф, который может «светить» беглецу от армии, составляет 200 тысяч рублей, или же сумму, равную заработной плате осужденного за период до восемнадцати месяцев. Предусмотрено законом и наказание в виде лишения свободы, однако фактически за решетку попадают единицы. Число раскошелившихся на значительную сумму уклонистов также невелико. Максимальный штраф, который пришлось выплачивать рязанским уклонистам, составил 50 тысяч рублей. При этом в законе прописано, что человек, понесший наказание за уклонение от службы в армии, но не достигший постпризывного возраста (от 28 лет), может быть призван повторно.
Марина Шерфединова
При подготовке использованы материалы Известия.ру