По официальной статистике, в России около 1,5 миллиона многоквартирных домов имеют износ от 30 до 65 процентов. Им нужен капремонт, очень многим – срочный. На это, по разным данным, необходимо от трех до пяти триллионов рублей. Таких денег государство не находит, а тем более их нет в дотационных регионах. Законопроект о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов принят 8 июня Госдумой в первом чтении. Предполагается меньше чем за 20 лет ликвидировать проблему неотремонтированных домов. Каким образом?
Будут создаваться региональные системы капремонта. Один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин пояснил: «В рамках действующего политического курса государство будет и впредь выполнять обязательства по капитальному ремонту многоквартирных домов. Поскольку большинство квартир в жилом фонде находятся в частной собственности, логично и правильно привлечь владельцев приватизированных жилых помещений к участию в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов. Пилотные проекты региональных систем капитального ремонта МКД уже имеют положительный опыт в двенадцати регионах страны».
Предполагается установить для собственников квартир обязательную ежемесячную плату за капремонт. Исключение сделано для владельцев жилья в новостройках младше пяти лет и для аварийных домов. Оплату привяжут к федеральному стандарту стоимости капремонта 1 кв.м жилого помещения в месяц. Этот стандарт в целом по стране на 2012 г. составляет 6 руб., в 2013 г. повысится до 6,5 руб., в 2014 г. — до 7 руб. С собственников планируется взимать от 0,5 до 1,5 этой величины. На нулевую ставку могут рассчитывать владельцы квартир в домах, построенных менее 5 лет назад, на пониженную ставку — собственники тех домов, которые государство должно было отремонтировать за свой счет, но не сделало этого. Максимум и минимум ежемесячной платы за капремонт для каждого собственника определит муниципалитет, следуя ориентирам регионального и федерального Правительства.
Собранные средства будут аккумулироваться при помощи специальной региональной системы, где к ним добавятся бюджетные ассигнования и кредиты. За создание системы капитального ремонта многоквартирных домов будут отвечать губернаторы, поскольку данный вопрос передаётся в исключительное ведение субъектов РФ.
«Участие объединений жильцов многоквартирных домов в региональной системе капремонта позволит им постепенно накапливать средства на поддержание дома в надлежащем состоянии, – добавил Александр Сидякин. – Люди заблаговременно будут откладывать деньги на капитальный ремонт, а государство защитит эти деньги от инфляции и нецелевого использования».
Согласно законопроекту, собственники приватизированных квартир смогут требовать у государства провести капитальный ремонт домов, если те в нём нуждались на момент приватизации. Вводятся равные права на бюджетную поддержку капремонта, независимо от способа управления многоквартирным домом. Таким образом, собственники жилья привлекаются к выполнению существующей в законодательстве обязанности нести бремя содержания принадлежащего им имущества. Наряду с этим государство сохраняет за собой обязательства обеспечивать комфортные и безопасные условия проживания, принимать участие в софинансировании капремонтов.
точка зрения
Елена Николаева,
первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ:
– Наиболее важной целью законопроекта является формирование ответственного собственника многоквартирного дома. На сегодняшний день сложился устойчивый стереотип в поведении граждан, в соответствии с которым они не считают себя ответственными за содержание в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома.
Государство никогда не уйдет из коммунального сектора ЖКХ и будет регулировать деятельность организаций коммунального комплекса. В то же время оно готово дать возможность собственникам многоквартирных домов не ограничиваться в выборе стоимости работ, которые необходимо провести в вашем доме для обеспечения комфортного проживания.
Наша законодательная деятельность сейчас направлена на то, чтобы у жильцов не возникало вопросов: где рыночный механизм, а где административный? Государство формирует правила игры, а дальнейшая задача законодателей состоит в том, чтобы они были прозрачны и исполнимы, имели позитивный характер. Например, сейчас прорабатывается возможность применения социальной нормы на предоставленные населению жилищно-коммунальные услуги в соответствии с категориями граждан, уровнем их дохода, условиями проживания, категорией жилья, природно-климатическими условиями регионов и другими особенностями проживания.
Ирина Жукова,
житель Рязани:
– С принятием законопроекта траты собственников «на коммуналку» непременно вырастут. Фактически владельцам квартир добавят еще один обязательный платеж. Я живу в Приокском поселке, в многоэтажном доме, построенном в середине пятидесятых годов. Капремонт государство в нем проводить своими силами не собирается. А делать что-то надо!
Дом – наше имущество. Государство же не оплачивает нам техосмотр автомобиля или ремонт одежды. Мы приватизировали квартиру, и нужно заботиться о ней.
Александр Кузин,
строитель, Рязань:
– Деньги на капремонт, как я понял, будут собираться в «общий котел». Авторы законопроекта предполагают, что государство будет заботиться о сохранности этих средств. При этом жильцы должны ждать, когда, через сколько лет дойдет очередь до их дома и там будет сделан капремонт.
Правда, узаконивается и другая процедура: можно взять кредит и сделать капремонт без очереди. Но все будет зависеть от тех условий, которые выставит банк. Разумеется, собственникам будут интересны льготные программы кредитования. Хорошо, если бы государство позаботилось о них заранее.