Начало
В 1956 году, закончив среднюю школу в г. Шацке, Вячеслав поступает в Московский лесотехнический институт. Пятидесятые годы – какое это было время? Окрыленная Великой Победой, быстро залечивая раны войны, страна стремительно врывается в эпоху небывалого расцвета науки, культуры, гигантского строительства. У каждого человека, особенно детей поколения 30–40-х годов, в начале своего жизненного пути появляется естественное желание быть участником исторических событий, быть полезным в возрождении могущества державы.
По дополнительному набору и Вячеслав Филин поступает в Московский авиационный институт. «Все помнят, – вспоминает он, – какой был всплеск эмоций после запуска первого спутника, с каким напряжением следили люди за его полетом и радовались, увидев светящуюся точку, которая медленно пересекала небосвод. За первым спутником– второй, третий и всё – впервые в мире!»
При распределении Филин попал в ОКБ-1 Министерства общего машиностроения, которым руководил С.П.Королев. Планов – громадье! Начал работу конструктором, но очень хотелось попасть в проектный отдел, где разрабатывался целиком объект. Однако Королев строго придерживался правила: сначала следует прочувствовать конструкторское дело и завод, а потом уже участвовать в разработке проекта. На всю жизнь это правило запомнил Филин: не на голом месте вырастают профессионалы высокого класса – главные конструкторы новой, впервые создаваемой техники.
Неведомыми тропами
Творческий подход и ответственность конструктора были замечены, и через полтора года его переводят в проектный отдел, занимающийся разработкой грандиозного проекта по лунной программе. Задача – на грани возможного и сверхвозможного. Перед В.Филиным поставлена задача: спроектировать ракетный блок лунного корабля. Что это значит?
«В первую очередь, – пишет он в своей книге «Воспоминания о лунном корабле», – предстояло создать комплексную схему, или, другими словами, облик ракетного блока. Потом – определить объемы топливных баков, выбрать двигатель, позаботиться о его дублировании, провести предварительные расчеты на прочность (не дай Бог, сломается!), разместить на ракетном блоке приборы и оборудование, учесть возмущающие воздействия от выхлопных газов, выбрать систему терморегулирования и т.д. и т.п. И все это изделие должно безотказно работать в космосе длительное время. Добавьте к этому еще уйму вопросов на «стыках» ракетного блока с кабиной космонавта и посадочным устройством».
Человеческий фактор! Его роль просто неоценима. Условия работы и творческая атмосфера способствуют выполнению работы за пределами возможного.
«В конструкторском зале, – вспоминает Филин, – царила атмосфера «мозговой атаки». Каждый стремился внести лепту в облик корабля. Спорили до хрипоты – как сделать тот или иной агрегат. Работали с 8 утра до 8 – 9 вечера. И никто не заставлял! Мы работали не за деньги, а за идею. Начальником отдела был К.П.Феоктистов, технический руководитель, большая умница. После полета в космос щедро делился своим опытом. Творческая атмосфера в нашем секторе держалась на высоте, несмотря на ожесточенные технические споры. В быту мы оставались друзьями. Разница в возрасте этому не мешала».
Космос – та же дорога без конца. После закрытия «лунной программы» В.М.Филин стал участником разработки нового проекта корабля многоразового использования «Энергия – Буран». В 1982 году, после многолетней работы над пилотируемыми кораблями, ему предложили вновь заняться созданием ракетоносителя. Снова задача на грани невозможного! Американская система способна была вывести на орбиту до 30 тонн груза. Задача советской ракеты – выводить на орбиту грузы до 100 тонн. Конечно, В.Филин был одним из более чем миллиона человек, занятых в проекте, однако именно от него зависела разработка второй ступени носителя. Работа шла нелегко, но в 1987 году первый же старт «Энергии» прошел удачно. Все системы ракеты работали великолепно, и Вячеслав Михайлович может по праву гордиться своим вкладом в великое дело.
Непотопляемый конструктор
Наступили 1990-е годы. Государственное финансирование отрасли было практически прекращено. С болью в душе В.М.Филин пишет о судьбе тысяч своих коллег, оказавшихся лишними в новой России, вынужденных бросить любимое дело, податься в коммерцию. Не все выдержали это испытание.
Но жить надо, и перед руководством российской космической промышленности встала дилемма: либо ликвидировать заводы и конструкторские бюро, либо найти способ зарабатывать деньги. Казалось бы, задача только организационная. Но это на взгляд дилетанта. На самом деле задача выживания может быть решена путем поиска новых технических решений, выполняемых высококлассными профессионалами, сильными личностями, способными взять на себя ответственность за решение сложнейшей задачи. Мало предложить проект, его нужно реализовать за деньги конкретных заказчиков. Нужна изобретательность техническая, организационная.
Наш земляк В.Филин оказался среди тех, кто спас российскую космонавтику, завоевав в жесткой конкурентной борьбе серьезную часть рынка запусков геостационарных спутников. Конечно, речь идет не только о спасении одной отрасли – космонавтики, а о самой передовой части науки, стоящей на острие технического прогресса. Спасти нужно было и сотни тысяч квалифицированных работников и их семьи.
В чем техническая сущность проекта? В ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» есть несколько направлений работ: пилотируемая программа со своей дирекцией и научным центром, спутниковое направление, направление работ по эксплуатации «Морского старта». Есть специалисты по средствам выведения, то есть по ракетам-носителям, которые выводят аппарат в космос, и ракетным блокам, которые запускаются в работу на орбите Земли. Последним направлением в комплексе с другими и занимается Вячеслав Михайлович Филин, являясь руководителем научно-технического центра. Одной из работ по этому направлению является разработка космического разгонного блока (тоже ракетного). Он спроектирован, создан и приспособлен к самой мощной ракете «Протон». Блок является четвертой ступенью этой ракеты.
«Протон» выводит космический аппарат на орбиту Земли (как правило, на высоту порядка 190 км), а затем на целевую орбиту (обычно геостационарную) тянет разгонный блок. Это уже 36000 км. Требуется высокая точность выведения космических аппаратов на целевую орбиту. И созданный блок блестяще решает такую задачу. Иностранные фирмы часто пользуются услугами российских специалистов, ракетой «Протон» и разгонным блоком. Выполнено более 30 коммерческих заказов иностранных аппаратов.
Следующей грандиозной работой центра, возглавляемого В.Филиным, является программа «Морской старт». Каковы перспективы этого проекта? У «Протона» – старой ракеты – есть серьезный и неустранимый недостаток: она работает на ядовитом топливе. Принято решение о создании принципиально новой ракеты-носителя «Ангара», работающей на экологически чистом топливе. «Ангара» – это будущее, а запускать спутники на геоцентрическую орбиту нужно сейчас. Выход был найден – космодром разместить на экваторе, где старт наиболее энергетически выгоден. А чтобы избежать проблему с территорией, решено разместить стартовый комплекс на огромной платформе в нейтральных водах. Так возник проект «Морской старт». Техническая проблема – на грани возможного. Но, кроме этого, возникло множество проблем организационных, языковых, так как партнерами центра российского конструктора – руководителя проекта В.Филина стали такие зарубежные гиганты, как американский «Боинг», норвежская фирма «Кварнер» и украинское НПО «Южное». Филин разрабатывал проект «с нуля», занимался созданием компании «Морской старт», определял структуру как морских средств, так и ракетных систем, согласовывал требования с партнерами. Программа успешно работает.
Наряду с вышеописанными работами Вячеслав Михайлович курирует новые разработки космических средств выведения взамен устаревших. Предложен совершенно новый и эффективный способ решения задач по запуску космических аппаратов, учитывающий дефицит денежных средств, выделяемых на космические программы. Итак, все работы на грани возможного, что позволяет переживать тяжелые времена и сохранить научный и технический потенциал.
Вклад нашего земляка В.М.Филина в российское ракетостроение огромен. С начала шестидесятых годов ХХ века в космонавтике не было практически ни одного проекта, в котором не принял бы участие выдающийся ученый. Но не менее важной страницей его биографии является литературная деятельность. Он стал летописцем отечественной космонавтики. Его книги «Воспоминания о лунном корабле», «Место старта – океан», «Путь к «Энергии», «Целевая орбита», «Ключ на старт» – бесценные источники для популяризации космонавтики, ракетной техники как великого культурного наследия России.
Александр Кодылев,
член Союза литераторов
России,
кандидат технических наук, изобретатель СССР.