В эти дни мы вправе еще раз вспомнить о них – хранителях и созидателях рязанской истории. 16 мая исполнилось 145 лет Ивану Ивановичу Проходцову, а 4 июня – 140 лет Дмитрию Дмитриевичу Солодовникову. Два этих замечательных имени связаны с деятельностью не менее замечательной Рязанской губернской ученой архивной комиссии, в недрах которой вызрели и Рязанский краеведческий музей, ставший в ХХ веке Рязанским историко-архитектурным музеем – заповедником, и Рязанский областной архив, известный сегодня как Государственный архив Рязанской области.
Рязанская ученая архив-ная комиссия не прекращала свою подвижническую деятельность более 30 лет. Региональное краеведение как наука, а не собирание древностей, обязано своим рождением этому собранию энтузиастов, создававших вокруг себя, по мнению уважаемого современного исследователя, «ауру постоянного научного поиска и неуспокоенности».
И.И. Проходцов и Д.Д. Солодовников – из того поколения деятелей комиссии, которым довелось участвовать в ее работе в эпоху апогея и спасать ее наследие в годы разрухи и крушения сложившегося бытия.
Д.Д. Солодовников, выпускник Московского университета, высланный в Рязань за участие в марксистской группе, прикипел к этому городу сердцем и умом. Преподавал в 1-й мужской гимназии, дружил с К.Э. Циолковским, жил в нашем городе более полувека, умер в 1944 году. Увлекался изучением богатейшего местного фольклора, исследовал становление образования в губернии. Но, может быть, главная его заслуга в том, что он свежим взглядом посмотрел на древний Переяславль-Рязанский и его замечательный кремль, рассказал о них через памятники старины, которыми современники были склонны пренебрегать. А в ученой архивной комиссии он был библиотекарем. Но положил начало региональному краеведению как научной дисциплине, создал традицию его преподавания и развития в стенах Рязанского педагогического института, ставшего теперь Рязанским государственным университетом имени С.А. Есенина.
И. И. Проходцов был статистиком, и благодаря ему мы имеем сегодня целый ряд статистических изданий, исчерпывающе характеризующих разные стороны губернской жизни начала прошлого века, памятных сборников Рязанской губернии. Местные статистики того времени – люди особого склада. Они обследовали свою территорию с упорством и тщанием пчел, собирающих животворный нектар. Сколько дипломных работ и диссертаций написано с использованием статистической информации, собранной и систематизированной, опубликованной и прокомментированной статистиками того золотого времени. В РУАК И.И. Проходцов был правителем дел, через его руки прошли сот-ни, если не тысячи, архивных дел, сформированных энтузиастами из ученой архивной комиссии
Но если бы И.И. Проходцов подготовил всего лишь одно юбилейное издание «Рязанская губерния в 1812 году. Материалы для изучения истории Отечественной войны», имя его не затерялось бы в отечественной историографии. Мы сегодня готовимся к 200-летию победы в войне 1812 года и снова обращаемся к этой книжке И.И. Проходцова. Она потрясает более всего, может быть, утверждением того факта, что губерния, не затронутая военными действиями, воевала вместе со своим Отечеством, работала на армию и победу.
Написал И.И. Проходцов и книгу о пребывании Л.Н. Толстого в Астапове в последние дни жизни, опубликовав в ней материалы из секретной переписки рязанского губернатора. Книга вышла в Рязани в 1929 году не случайно. Вокруг смерти великого писателя происходило много интересных событий, расходившихся, как круги по воде или радиоволны, от рязанской, тогда железнодорожной, станции Астапово. Рассказать о них появилась возможность лишь тогда, когда их непосредственные участники остались в прошлом вместе с империей.
Наконец, несомненной заслугой Проходцова стало его свидетельство о событиях, происходивших в Рязани в первые революционные годы: он вел дневники в 1919 году.
Не берусь исчерпывающе описывать заслуги перед местной историей этих двух достойных людей. Пытаюсь еще раз напомнить замечательные имена, чтобы не выветрились они из нашей памяти, а, может быть, остались и на памятных досках, и указателях не только в том единственном случае – на здании бывших присутственных мест, неподалеку от кремля. Памятных досок в городе все больше. Но чаще всего они связаны с историей недавней. Имена деятелей Рязанской губернской ученой архивной комиссии все дальше уходят от нас, теряясь в исторической перспективе. Так жаль.