00:20 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2775

Экипаж машины боевой

И через семьдесят лет о нем помнят на пронской земле

На пронском кладбище в братской могиле покоится прах шести летчиков, погибших на Рязанщине в середине сентября 1942 года. Капитаном экипажа был 48-летний Александр Петрович Янышевский. Он родился в Москве, еще до революции закончил Гатчинскую летную школу, воевал с немцами в 1916 году. После Октября вступил в Красную гвардию. За Гражданскую войну был награжден орденом Красного Знамени.

В Великую Отечественную капитан Янышевский служил в 101-м авиационном полку, которым командовала Герой Советского Союза В.С. Гризодубова. Он совершал вылеты на бомбардировки и в партизанские соединения. В сентябре 1942 года 101-й авиационный полк был снят со Сталинградского фронта и начал полностью использоваться в интересах партизанского движения на Брянщине.

По заданию Центрального штаба партизанского движения в ночь на 16 сентября 101-му авиаполку необходимо было произвести вылеты в Брянские леса на площадку Салтановка – Борки.

Шестнадцать самолетов произвели за ночь по два вылета. Задание было выполнено. Выбросив груз на парашютах в заданном районе, самолет № 15 Александра Янышевского возвращался на свой аэродром. Неожиданно его атаковали истребители противника. Были пробиты плоскости, повреждены моторы. Чтобы сорвать последующие атаки, летчик снизился до бреющего полета, но здесь его обстреляли зенитные пулеметы. Еще несколько прямых попаданий, и машина уже едва держалась в воздухе. Опытный летчик Янышевский упорно преодолел линию фронта, но конца уже было не избежать. Экипаж не вернулся с боевого задания.

Вскоре стало известно, что самолет № 15 в ночь с 15 на 16 сентября, возвращаясь с площадки Салтановка, был сбит в районе деревни Высокое Скопинского района Рязанской области. Члены экипажа были похоронены на окраине деревни. Вместе с ветераном Первой мировой и Гражданской войн капитаном Александром Янышевским в братской могиле были погребены Алексей Митрофанович Степанов (1908-1942), майор, штурман эскадрильи, уроженец Курской области; Михаил Федорович Соколов (1900-1942), старший лейтенант, бортмеханик, уроженец Калининской области; Георгий Иванович Новиков (1909-1942), старшина, радист, уроженец Ростовской области; Иван Григорьевич Ассаул (1922-1942), сержант, моторист, бортмеханик, уроженец Полтавской области; Михаил Иванович Дребезгов (1916-1942), старшина, воздушный стрелок, уроженец Ярославской области. Он был замечательным баянистом. На могиле рядом с останками самолета положили разбитый баян Дребезгова, с которым он никогда не расставался.

Эту историю можно прочитать в книге «Самолеты летят к партизанам» начальника штаба авиационного полка Александра Михайловича Верхозина (1908 – 1965). Отражен эпизод гибели экипажа в военных мемуарах Богданова «В небе – гвардейский Гатчинский» и Ушакова «В интересах всех фронтов».

Библиограф Пронской районной библиотеки Ольга Федюкова подготовила на основе этих воспоминаний материал и опубликовала его в «Пронской газете». Написала она и о том, что в 1947 году прах экипажа военных летчиков 101-го Гвардейского авиационного Красносельского Краснознаменного полка дальнего действия, погибших осенью 1942 года на территории Скопинского района, был перенесен в Пронск, захоронен в братской могиле на городском кладбище.

Восьмидесятидевятилетняя Екатерина Ивановна Преснякова, которая живет сейчас в селе Ильинка Скопинского района, хорошо помнит тот сентябрьский день, когда разбился самолет. После грохота, который слышали все сельчане, над лесом взметнулось пламя. Собранные останки людей тогда похоронили в поле. Но когда на могилу приехала командир полка Валентина Гризодубова, то она, как рассказывают, «поддала жару» районному начальству – мол, героям негоже в поле лежать, и останки героически погибших летчиков были перевезены в Пронск.

А уж в 1961-ом, как вспоминает Екатерина Ивановна, в село приехала мать одного из погибших, Ивана Ассаула. О судьбе сына она узнала из книги Верхозина и приехала с Полтавщины. Пришла в сельсовет, где Преснякова работала секретарем, с просьбой показать ей место погребения сына.

– Вот подошли мы к могиле, – вытирает слезы от нахлынувших горьких воспоминаний баба Катя. – Обняла она холмик и давай голосить: «Здравствуй, Ванечка, сыночек! Как же долго я искала тебя, родной!»

Потом приходили Екатерине Ивановне письма и открытки с Полтавщины...

Война и в Ильинке опалила почти каждую семью. Екатерина Ивановна помнит: на одну из пяти улиц села принесли сорок похоронок! А всего, как подсчитали, из села на войну ушли 700 мужчин, а вернулся лишь каждый десятый, часто покалеченный.

Горе не обошло и семью Пресняковых. Погиб родной брат Екатерины Ивановны, погиб и двоюродный. На рытье окопов простудилась и умерла от менингита ее родная сестра.

Просыпаясь каждое утро, баба Катя молится на икону Спасителя. Молится прежде всего за то, чтобы никогда не повторилась война.

Подготовила
по материалам
«Пронской газеты»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 111 (4162) от 23 июня 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Завод и его люди
Многоотраслевая производственная компания «КРЗ» отметила полувековой юбилей
Валентина Севостьянова
Право на... глумление
Когда по телевизору несколько раз прокрутили сюжет о «панк-молебне» в храме Христа Спасителя, то вместе с естественным возмущением этим хулиганским поступком девиц из «Пусси-райат» ...
Татьяна Банникова
Читайте в этом номере: