И вновь наш город в начале июня поразил «Театральный синдром». Региональный фестиваль, организованный Фондом Михаила Прохорова и проводимый на площадках областных театров, прошел во второй раз.
Если в прошлом году задачей организаторов было показать новейшие веяния в мировом театре, то на этот раз они решили представить разноплановую программу (с социальным акцентом), ориентированную как на взрослых, так и на детей. Стало больше российских спектаклей – как столичных, так и красноярских.
Из программы для детей более всего полюбился рязанским зрителям «Конек-Горбунок» Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина в постановке главного режиссера этого театра Олега Рыбкина. Спектакль камерный, рассчитан на небольшую площадку, что создает доверительную атмосферу. В Рязани зрители сидели на сцене театра драмы (дети впереди на мягких подушках). В этом спектакле замечательные костюмы художницы Елены Турчаниновой, стилизованные под старину, сшитые вручную. Композитор Екатерина Берестова написала оригинальные песни, которые вживую исполняют музыканты и артисты.
Также на фестивале были показаны два спектакля для детей столичного «Театриума на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой»: «Картонный человечек и мотылек» Ольги Сидоркевич и «История семьи» Давиде Доро и Мануэлы Капече (совместно с театром «Родзио» –Парма, Италия).
Во взрослой программе особое место занял музыкальный спектакль «P.S. Грезы…» московского Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой в постановке известного режиссера Ивана Поповски (он же решал пространство и пластику). Это «концерт-фантазия», «музыкальная инсталляция». В основе спектакля – шестнадцать песен Роберта Шумана и Франца Шуберта. Аранжировщики Олег Синкин и Александр Марченко сделали очень интересный джазовый парафраз известных произведений.
На сцене – четыре вокалистки и пятеро музыкантов. Изумительные голоса, пластика исполнительниц, поющих на немецком и своими действиями раскрывающих суть музыкальных произведений. Диапазон огромный – от «Ave Maria» Шуберта в неожиданной аранжировке до маршевых по характеру вещей. Любовь, война, величие музыки, чистых голосов и женской красоты сочетаются с жесткостью и музыкальной шуткой. Авторы спектакля ведут нас за руку от вещей бытийных к Божьим вершинам.
…Отличие этого фестиваля – три спектакля, которые условно можно назвать социальными: один русский и два иностранных.
«Жители города К» – спектакль известного российского режиссера Геннадия Тростянецкого, поставленный в Канском драматическом театре Красноярского края. Тростянецкий приехал в этот небольшой город, пообщался с актерами, записал их реальные истории и объединил в одно действо.
Получился откровенный рассказ о жизни провинциального города с наивными, трогательными жителями, с его пьянством, с любовью и незатейливым бытом. Но это не театр.doc., жестко документальный. Нет, здесь истории «обработаны», мы видим сплав театральных этюдов.
«Андре и Дорин», спектакль режиссера Иньяки Рикарте (театр Kulunka, Эрнани, Испания), понятен без слов. Три актера на сцене, меняя маски, играют нескольких персонажей каждый (или тех же персонажей, но в разном возрасте). Театр масок, жестов позволяет говорить о страшных вещах через смех. «Зазор» между реальностью и условностью маски дает возможность показать вещи интимные, которые обычно не принято выносить на публику.
История, рассказанная в спектакле, трагична. Живут двое пожилых супругов, виолончелистка и писатель, не уважая интересы друг друга. Но потом жена заболевает болезнью Альцгеймера, ей становится все хуже, и супруг начинает заботиться о ней. Параллельно вспоминает и записывает историю их любви – хочет напомнить жене, но уже поздно... Сцены болезни и сцены прошлой жизни, молодости сменяют друг друга. Красиво решена сцена прощания с супругой на похоронах – старик кладет цветок в футляр виолончели…
…Посмотреть спектакль Алена Плателя «Гардения» компании «Баллет С. де ла Б.» (Гент, Бельгия) приехал из столицы десант театральных деятелей во главе с главным редактором журнала «Театр» Мариной Давыдовой и режиссером Константином Богомоловым. Но у рязанских зрителей спектакль вызвал неоднозначную реакцию.
Ален Платель – один из ведущих европейских режиссеров. Спектакль «Гардения» адресован взрослым. Закрывается кабаре трансвеститов, и они в последний раз выходят на площадку под софиты, чтобы рассказать о себе. Пластические моменты сочетаются с диалогами, пронзительно звучащими песнями. Эффект ухода, прощания достигается «живыми картинами», когда актеры замирают.
За внешним эпатажем и мишурой – боль людей, которые не нашли своего места в этом мире, боль одиночества, тяжесть внутренней борьбы разных начал, мужского и женского, в человеке. Это спектакль и о тленности всего живого. И о том, что, несмотря на боль и страдания, надо до конца играть свою роль.
***
Показанные спектакли – совершенно разные, но их объединяет одно: они заставляют зрителя сопереживать тем, кому сейчас тяжело, тем, кто не похож на нас. Это театр гуманизма, которого так не хватает в нашей жизни.
Другое мнение
«Патологический» театр
В рамках фестиваля «Театральный синдром», который уже вторично проходит на сцене Рязанского областного театра драмы, было показано действо, находящееся за гранью законодательных и моральных норм, – спектакль «Гардения», который привезла в наш город при поддержке Фонда Михаила Прохорова бельгийская компания Les Ballet С de la В.
Как явствует из объёмной рекламной информации, в основе сюжета – «закрытие кабаре трансвеститов в Барселоне» и «глубинное исследование жизни девяти неординарных людей». О постановщиках спектакля сказано, что они «словно наслаждаются разнообразием мира, в один из самых таинственных и непостижимых уголков которого они заглянули. Туда, где мужское неотличимо от женского, где люди беспечно растрачивают жизнь...», и т.п.
В указанной ситуации возмущает многое. Прежде всего, то, что не извлечены уроки из опыта прошлого года, когда в рамках фестиваля с тем же «патологическим» названием «Театральный синдром» на сцене старейшего российского театра, невзирая на присутствие детей в зале, демонстрировалась массовая сцена с «обнажённой натурой», многократно звучала нецензурная брань, зрителей шокировали «откровенные» сцены «нетрадиционной» направленности.
Почему в угоду неким малоизвестным зарубежным «партнёрам» для их скандальных и малохудожественных опусов предоставляется наша лучшая театральная сцена, где выступали прославленные мастера русского театра, где и сегодня идут интересные и талантливые постановки классического и современного репертуара?
Почему из соображений коммерческого характера организаторы этих гастролей забывают об истинном предназначении театра, о его духовно-нравственной, эстетической, воспитательной миссии?
Как известно, российская общественность постоянно выступает против пропаганды нравственной распущенности и всевозможных социальных аномалий и патологий, обрушивающихся на зрителей с экранов центральных телеканалов. До недавнего времени региональное культурное пространство являлось надёжным духовным барьером на пути этого грязного потока. Теперь мы можем лишиться и этой защиты.
Особенно тревожит то, что опасности подвергается нравственно-психологическое здоровье детей и юношества. Несмотря на то, что в рекламной информации указано, что «спектакль не рекомендуется лицам, не достигшим 18 лет», здесь нет чёткого запрещающего ограничителя, принятого, например, в практике отечественного и мирового кинопроката. Понятно, что на пороге театра никто не потребует у молодых и юных зрителей паспорт. Такой практики не было никогда до сих пор в истории русского театра!
Если нет другого выхода из сложившейся в данный момент ситуации, подобные нравственно губительные зрелища должны демонстрироваться не на главной и лучшей сценической площадке региона, а в формате «закрытого показа» для узкого круга любителей ущербного псевдоискусства.
Хотелось бы, с учётом требований регионального законодательства о защите нравственности детей и подростков, обратить внимание на обозначенную нами проблему. Нельзя допустить, чтобы очередной «Театральный синдром» стал синдромом духовно-нравственного распада нашего общества. Об этом шла речь на заседании государственно-патриотического клуба. И очень хотелось бы, чтобы высказанные мнения и предложения были услышаны и приняты к сведению.
Михаил Кривцов,
председатель комитета по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и связям с общественными объединениями Рязанской областной Думы
Ольга Воронова,
заместитель секретаря, председатель комиссии Общественной палаты Рязанской области по культурному и духовному наследию, профессор Рязанского госуниверситета им. С. Есенина