22:29 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2863

Весь мир на ладони

Рязанские альпинисты покорили пик Писанг

Нынешней весной закончилась очередная рязанская экспедиция в Гималаи. Группа альпинистов в составе Романа Черняева, Дмитрия Морозова, Евгения Рыбакова и Геннадия Дронова покорила вершину Писанг.

Пик Писанг находится вблизи Аннапурны – десятой по высоте вершины мира, чья высота превышает восемь тысяч метров. Несмотря на скромные, по гималайским меркам, габариты (6092 метра), пик Писанг отличает высокая техническая сложность. Непростой скально-ледовый рельеф и крутизна гребня, местами превышающая 50 градусов, создали Писангу репутацию «крепкого орешка»; из многочисленных попыток восхождения успехом увенчались единицы. Только в этом году от штурма вершины отказались команды из России, США и Бельгии.

Кроме того, погодные условия в Гималаях в этом году выдались непростыми. Поздняя весна привела к обилию снега на горных склонах и повышенной лавиноопасности: напротив вершины, которую штурмовали рязанские альпинисты, в начале мая со склонов Аннапурны II сошла огромная лавина, ставшая причиной селевого потока, унесшего несколько жизней.

За время экспедиции рязанцы прошли по высокогорью более 350 километров, преодолели два перевала высотой более 5000 метров и в начале мая подошли к подножию Писанга. Установив два промежуточных лагеря, 6 мая команда вышла на предвершинный гребень. За тринадцать часов напряженной работы, требующей предельной концентрации внимания, рязанским альпинистам удалось достичь вершины. Еще шесть потребовалось, чтобы спуститься в штурмовой лагерь.

О подробностях восхождения мы беседуем с участниками экспедиции Евгением Рыбаковым и Дмитрием Морозовым.

Р.В. – Писанг – не первая покоренная вами вершина. Поделитесь секретом: что нужно сделать, чтобы отправиться в горы? Боюсь, чтобы у людей не сложилось превратного впечатления, что любой альпинизм по плечу каждому.

Д.М. – Никаких особых физических данных для того, чтобы начать знакомство с горами, не требуется. Простые горные походы, без преувеличения, каждому по плечу. Главное – вести активный, здоровый образ жизни и иметь желание открывать для себя что-то новое.

Е.Р. – Безусловно, предварительная подготовка необходима. Например, пик Писанг, несмотря на, казалось бы, приемлемую высоту, не терпит легкомысленного отношения и может больно щелкнуть по носу. За последние годы мы не слышали о том, чтобы кому-то удалось его покорить. Думаю, что главная причина – недооценка технических сложностей.

Р.В. – Как возникла идея взойти на одну из гималайских вершин?

Д.М.– Мы любим Непал. Путешествуя в этом регионе (восемь лет назад мы сплавлялись по одной из непальских рек – Марсианди), встретили восходителей на пик Писанг. Вершина показалась нам очень красивой. Тогда и зародилась мысль о том, чтобы вернуться сюда уже не с водной программой, а с горной, и попытаться совершить восхождение. Хотя в то время у нас ничего не было для того, чтобы это сделать: ни опыта горных восхождений, ни подготовки, ни навыков акклиматизации. Но, говорят, мысли материализуются.

Е.Р. – Мы все водники. А водные походы, особенно на реках шестой категории сложности, проходят в каньонах. Там ничего не видно, кроме порогов реки. А когда выйдешь оттуда и посмотришь кругом, эффект от разности визуального ряда потрясающий. Я помню незабываемые впечатления от гор после сплава по непальским рекам.

Д.М. – Однажды Евгений сорганизовал нас, и мы поехали в альпинистский лагерь. С тех поры мы побывали в трёх альплагерях на Кавказе. А потом начались серьёзные восхождения.

Р.В. – Как долго вы пробыли в Непале в этом году?

Е.Р. – 24 дня. Когда вернулись в Рязань, было ощущение незнакомого, даже чужого города.

Р.В. – Что было самым сложным в восхождении?

Д.М. – Выход к вершине с высоты 5100 метров состоялся в два часа ночи. Это обычная практика – до обеда держится стабильная погода, а потом начинаются сильные ветра (иногда можно лежать на потоке). Кроме того, ночью плотный снежный наст, легче идти, вкручивать ледобуры. Также в это время меньше вероятность камнепадов и лавин. Повернуть назад мы должны были в двенадцать утра. Нужно было набрать по высоте лишь километр. Но восхождение заняло 19 часов.

Е.Р. – Незадолго до этого на перевале шедшая перед нами группа попала под лавину, двух человек смело, к счастью, они остались живы. Да и у нас срывалась страховка. Честно скажу: раза три за восхождение посещала мысль о том, а не вернуться ли нам назад.

Р.В. – Непал популярен среди альпинистов. Чем обусловлена его притягательность?

Д.М. – Непал хорош тем, что там разработано много разнообразных трекингов – маршрутов для пеших горных походов различных уровней сложности с участием или без гидов (проводников). Есть полностью организованные походы, где от его участников требуется только идти и наслаждаться. Но существуют варианты и для любителей испытать себя, причем в той степени, к который ты готов. Минимизация участия гида уменьшает стоимость похода, и даже делает его более интересным, так как заставляет вникать в решение различных организационных задач, погружает в гущу событий страны, способствует определенному проникновению в быт, культуру и обычаи местного населения. Именно поэтому, например, европейцы очень любят Непал, приезжают сюда на несколько месяцев, и за один приезд проходят несколько маршрутов.

Е.Р.– А у японских туристов другой подход. Они приезжают в Непал лишь на две недели и за это время стараются получить как можно больше впечатлений. Это очень тяжело, в первую очередь с точки зрения акклиматизации. На мой взгляд, подобный отдых – весьма сомнителен.

Р.В. – Какое впечатление оставила природа Непала?

Е.Р. – Природа Непала дарит путешественнику много приятных минут. Удивительные цветы рододендронов, обезьяны разных видов, некоторые очень необычные, яки… Жаль, если с проникновением туда европейской цивилизации все то, что сегодня живет своей, естественной жизнью будет подчинено человеческим страстям и потребностям.

Р.В. – Что особенно запомнилось?

Д.М. – Если не говорить о восхождении, то, пожалуй, буддисткий фестиваль и встречи с людьми, в том числе и со своими соотечественниками, которые так же, как и мы, открыли для себя эту удивительную страну. Например, мы познакомились с москвичом, который приезжает в Непал четырнадцать лет подряд. Он преследует этнические интересы, посещая тибетские потаенные уголки, где еще сохранилась самобытная культура, куда не проникла цивилизация и сохранился тот образ жизни, который был на протяжении многих веков. Как-то, до смены политического строя, который произошел в 2008 году, он сумел попасть на аудиенцию к королю верхнего Мустанга (королевство ЛО).

Е.Р.– К сожалению, мир меняется. Он теряет свою первозданность, народы – самобытность. Тропы становятся дорогами, вместо ослов появляются мотоциклы. Процессы глобализации становятся все более заметными. На гору Кайлаш туристов возят на джипах, превратив восхождение в аттракцион.

Д.М.– Да, это так, хотя при этом для многих туристов походы заканчиваются печально. Дело в том, что, когда неподготовленный человек с равнины резко поднимается на высоту в пять тысяч метров над уровнем моря, организм не выдерживает таких перепадов давления и отвечает, как минимум, тяжелыми головными болями.

Р.В. – Как местное население относится к туристам?

Е.Р. – Местное население привыкло. Надо сказать, что 2011 год в Непале был объявлен Годом туризма. Непальцы живут в непростых, на наш, европейский, взгляд, условиях. Высокогорье, практически ничего не растет, длительное отсутствие тепла, тяжелый труд, скудное пропитание. Ареал обитания непальцев заканчивается на высоте в пять тысяч метров над уровнем моря.

Сегодня в страну активно проникает цивилизация, но, на мой взгляд, она не приносит улучшений. Кто-то считает, что в горах тоже нужны асфальтированные дороги, кто-то против — похоже, это вопрос философский.

Д.М. – Кажется, Непал переживает не лучшие времена. Разрушена прежняя государственная система, а новая пока не создана. Возникают многочисленные политические партии, каждая из них старается как можно громче заявить о себе через забастовки и прочие беспорядки.

Р.В. – Что побуждает вас к восхождению?

Д.М. – Картина, которую хочется повторить, увидеть вновь: когда ты стоишь выше облаков и кажется, что еще шаг – и полетишь. Такая красота возможна только в горах.

Е.Р. – Горы дают, во-первых, здоровье, а во-вторых, иное миропонимание. Голова просветляется, мысли становятся ясными и простыми, уходят надуманные тревоги, внутренние диалоги заканчиваются, приходит понимание, что главное, а что наносное. Идите в горы!

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 115 (4166) от 29 июня 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Дом, где живет искусство
Друзья! Ходите в художественный музей и приглашайте туда своих близких, воспитывайте культуру в себе и в своих детях, тем более, когда в Рязани собрана такая коллекция.
Книжные новинки
Елена Сафронова
Читайте в этом номере: