Скажем, у моделей есть параметры внешности. Но почему большинство фирм, продающих повседневную одежду, имеют размерный ряд, рассчитанный только на моделей? Если у вас не тот рост, вес – заходить во многие магазины бессмысленно. Если вам за 35-40, сложно найти работу. Это за границей среди продавцов, стюардов, официантов, сотрудников аэропортов много пенсионеров. А в России стюардесса, консультант в бутике – это непременно нечто стройно-неземное с длинными наманикюренными ногтями.
Но есть сфера, для которой узкие рамки особенно губительны, – творчество. У нас же культуру и связанные с ней масс-медиа все активнее пытаются поместить в прокрустово ложе. То ноги обрежут, то голову, то руки. Диктовать свои правила хотят и власти, и бизнес. Инструментов давления много: поборы, запреты и прекращение финансирования. И – пассивность потребителей. Отсутствие массового спроса на многие культурные продукты в связи с отсутствием соответствующего просвещения, воспитания.
С какой радостью и завистью наблюдала я за культурным экспериментом в Перми. Цель была – через создание «зоны свободного искусства» сделать город привлекательным для жителей и приезжих. На улицах появились росписи, инсталляции (многие деревянные), активно заработал музей современного искусства, было организовано множество фестивалей. Серый город преобразился, заиграл красками, в нем забурлила жизнь. И что же? Пришел новый губернатор – эксперимент приостановили. Может быть, так спокойнее – когда люди сидят перед телевизором? Но если задавливать творческое начало, выплеск энергии, то ничего хорошего ждать не приходится.
Можете возразить мне: что это я все о таком современном искусстве, которого многие пермяки не понимали и не принимали? Но если знать истоки – то деревянная скульптура как раз родом из пермских краев, современная живопись родственна лубку и иконописи. Те, кто знают древнерусскую скульптуру и изобразительное искусство, поймут многие «нереалистические» произведения. А театральные поиски иногда имеют истоки в скоморошьих представлениях.
И в СМИ народное творчество у нас – неформат. Включите радио: где вы услышите народные песни? У каждой радиостанции – свои плей-листы (списки исполняемых композиций), которые жестко регламентированы. А телевизор – где там фольклор? Диктуют вкусы и в Интернете, и в клубах, и на дискотеках. И «Бурановских бабушек» подогнали под формат, сделав аранжировку и включив в песню английский текст.
Творчество – это создание нового. Для этого, во-первых, надо быть в курсе мировой культуры, новинок литературы. Эту возможность давали СМИ, пишущие об искусстве. Но вот «переформатировался» один бастион – газета «Культура». При новом редакторе там стало больше политики и религии, меньше новаций. Теперь переформатируется мой любимый ресурс «Openspace» (открытое пространство), он станет общественно-политическим. Вся команда уходит на другой домен (адрес в Интернете). Но выживет ли проект?
Во-вторых, необходимое условие развития искусства – наличие творческих площадок. Но многие художественные галереи, открывавшие новые имена, закрылись. Функционирование в режиме магазинов – поворот назад. Слияние двух издательских гигантов, «Эксмо» и «АСТ», рассматривается многими как шаг к монополизации книжного рынка, в результате которого разнообразие литературы на полках могут заменить детективы. Отсутствие возможностей творческого развития гонит талантливых людей из провинции в столицу, а кого-то – за рубеж. И одна из причин этого – «форматирование» вкусов и запросов.
А ведь общество, где люди не могут реализовать себя в творчестве, не может развиваться.