Недавно на большом музыкальном фестивале в Липецке зал стоя аплодировал рязанской певице Марии Видяпиной. В свое время она со знаменитым Рязанским хором проехала весь Советский Союз с запада на восток.
«Мне показалось, что вы не пели, а молились», – сказал однажды Марии прихожанин парижской церкви, когда услышал в ее исполнении «Липу вековую». Париж, Амстердам, Мюнстер, Франкфурт-на-Майне, Кёльн, Дюссельдорф – вот далеко не полный список тех городов, где публика рукоплескала русской певице Марии Видяпиной.
Она по-прежнему совершенствует свое вокальное мастерство и так же прекрасно поет. Но ее фамилия уже не так часто звучит, ее нет на телевидении. А как же мы, как же Россия, песни о которой составляют основу творчества Видяпиной? Но продюсеров интересует совсем другой репертуар. «Фабрика звезд» не простаивает, шоу-конвейер штампует их бесперебойно. Организаторы концертов если и включают в программу что-то «народное», то обязательно бодрое и разухабистое, ведь зрителя надо развлекать.
А Видяпина думает, что ее задача – заставить переживать песню. Она считает гораздо более важным то, что уносят зрители, уходя с концерта, в своей душе. Надо же хоть иногда вспоминать о Боге, об Отечестве, наконец, о своем предназначении в жизни.
Однажды на концерте в Подмосковье было много московских артистов и совсем мало рязанских. Когда объявили наших исполнителей, кто-то из рядов закричал: «Рязань косопузая!». Мария Видяпина спела несколько своих песен. И вдруг к сцене подбежал молодой человек: «Простите меня, пожалуйста!». Через несколько минут он вернулся с цветами.
Ей очень хочется исполнять именно глубокие и серьезные произведения: «Русская земля», «Липа вековая», «Вот мчится тройка почтовая», «Ямщик, не гони лошадей», «Земля, как ситцевая скатерть». Она безумно обожает классику, например, «Вниз по Волге-реке», любит а капелла (многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения), поет песни военной тематики.
И не сказать, что народные и патриотические песни или русские романсы не востребованы. Залы полны, а люди плачут на ее концертах. У Марии Видяпиной, что ни песня, то исповедь, молитва за Россию, за свой народ, свой край. В песнях ее душа поет, радуется и плачет. Но место для исполнения любимого репертуара Мария Видяпина находит с трудом, организаторы концертов стремятся навязать произведения по своему вкусу из опасения, что «зрители не поймут». Так ведь зрителя надо растить, нельзя же сводить жизнь российской культурной среды до уровня подтанцовки на «крутой» вечеринке! Зачем держать нас за дураков, перед которыми, чтобы привлечь внимание, надо кривляться и подпрыгивать?
А пока заслуженная певица репетирует в крошечной комнатке, выделенной ей в бывшем кинотеатре «Октябрь». Прямо на террасе после лестницы перед входом в культурный центр, под окнами ее репетиторской, где Мария Викторовна готовится к концертам, деловитые парни жарят шашлык, тусуется и допоздна горланит праздношатающаяся публика. Комната, где звучат дивные русские песни, пропахла дымом. Свои уникальные сценические костюмы, сделанные ныне покойной талантливейшей художницей Еленой Колодкиной, певица спасает от запаха, накрывая толстым покрывалом.
Чтобы поставить концерт, Мария Видяпина и руководитель ее коллектива (ансамбля народной музыки «Ока») Сергей Ваньков сами изыскивают средства, оплачивают хороший свет, оформление сцены, создание видеодекораций и так далее.
Раньше Мария Викторовна пыталась искать спонсоров, но давно бросила это занятие. Благодетели стали диктовать свои условия, начиная от репертуара и кончая указаниями, какой костюм надо надеть перед выходом на сцену. Творчество превращается в более чем посредственное ремесло, поэтому они всё предпочитают делать сами.
Смотришь на это и думаешь: неужели действительно нет пророков в своем Отечестве? Неужели нам не нужны своя культура, своя история? А как же с патриотизмом – никакие деньги от шоу-бизнеса не сделают нашу страну сильней и духовно богаче. Нет, я так не думаю. Мария Видяпина по-прежнему поет. А поэтому скажу, как некогда Станиславский: не верю!