Человек проник в глубины космоса, изучил тайны морских глубин, человеческий разум совершает самые фантастические открытия и делает сказку былью. Но по-прежнему мы оказываемся совершенно беспомощными, когда остаемся один на один с разбушевавшейся стихией, – будь то извержение вулкана, налетевший цунами или грозный поток, сметающий все на своем пути. Хотя – не совсем один на один: в каждой стране существуют службы, в чьи обязанности входит не только помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, но и функции предупреждения об их приближении. И сила природных катаклизмов может быть или усилена, или ослаблена – все зависит от того самого пресловутого человеческого фактора, а точнее – от четкости выполнения специалистами этих самых служб своих непосредственных функциональных обязанностей.
Мне не раз доводилось проезжать по дорогам Неберджая, где расположен и Крымск. Места с древней историей и красивыми легендами, благословенные для жизни и особо любимые отдыхающими за их живописность, яркость. Здесь соединяются море, горы и солнце. Правда, местные жители обращают внимание туристов на сухие рукава горных потоков, рассказывая, что те могут превращаться в бурные, сносящие все на своем пути, реки, устремляющиеся к морю. Но видя их в «сухом остатке», трудно поверить на слово в мощь этих речушек. Как и трудно поверить в то, что, живя здесь веками, человек не научился «договариваться» с природой.
Как всегда водится при чрезвычайных ситуациях, в первые часы после крымского потопа по Кубани ходило немало слухов, домыслов, версий, что же стало главной причиной трагедии. И, как это обычно бывает, официальная информация дополнялась различными комментариями. По факту происшедшего возбуждено уголовное дело, и следствию еще предстоит скрупулезно восстановить по минутам и деталям, что произошло в роковую ночь с 7 на 8 июля.
Контроль за ведением дела взял на себя глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. В первые же часы после случившегося на Кубань вылетел Президент Владимир Путин. Организована помощь пострадавшим. Отряды волонтеров отправились в Крымск из разных городов. Уже есть первое заключение МЧС, озвученное его главой Владимиром Пучковым: система оповещения не сработала должным образом. Первое сообщение о надвигающемся на город водяном потоке его глава (уже отправленный в отставку) получил в 22.30.
В 23 часа на местном телевидении появилась бегущая строка, предупреждающая о грозящей опасности. Сколько человек могли ее увидеть и принять меры в такое время? Понятно, что далеко не все. Да и времени у людей уже практически не оставалось.
Но речь, видимо, нужно вести не только о скорости прохождения информации и ее доступности для людей. Местные жители, действительно, за много веков научились «договариваться» с местной природой. Ерики (как правило, искусственные рукава рек) в здешних местах – обычное дело. Они помогали десятилетиями и отводить воду, и приводить ее к тем местам, где она была нужнее. Жители Крымска сегодня говорят: где был когда-то ерик, теперь автостоянка и рынок. Те, кто давал разрешение на их строительство, не знали «местных особенностей»? А сколько таких «ериков» и прочих нужных и важных заслонов, созданных руками человека или самой природой, у нас исчезло под различными благовидными и не очень предлогами? Для того чтобы привести примеры, не обязательно обращаться в сторону Кубани – у нас и своих достаточно.
Крымский потоп – трагедия, которая потрясла всю страну. Вместе с кубанцами миллионы людей переживают случившееся. Но он – и повод серьезно задуматься о том, что может и должен делать человек. Каждый на своем месте.