В течение двух недель связующей нитью с внешним миром, моими глазами и ушами были телевизор и все разнообразие форм сетевого медиа-пространства. Судя по количеству он-лайн пользователей социальных сетей, посмею предположить, что синдром информационной зависимости наблюдается не у меня одной. И вот к какому выводу я пришла в процессе познания окружающей действительности посредством современных информационных инструментов: отсутствие понимания основ медиакультуры может сыграть с нами злую шутку.
Нет, речь, в первую очередь, не об умении пользоваться родной речью или обязательном выполнении существующих этических норм (это не подлежит сомнению и обсуждению), а о необходимости знать законы формирования информационного поля, принципы создания новостей и событий. Дело в том, что с каждым новым погружением в любую социально значимую тему, отражаемую в зеркале медиапространства, понять, «бабочка снится Будде, или Будда – бабочке», крайне сложно. Таким образом создается иная, отличная от действительности, реальность.
«Что же это делается?! Как же мы будем жить?» – задает риторический вопрос знакомая мама будущего первоклассника. Оказалось, что тревожные восклицания относятся к якобы вводимому то ли с предстоящего, то ли с будущего учебного года платному среднему образованию. Спрашиваю: откуда такая информация? Как же, отвечает, все говорят, весь Интернет «гудит», газеты пишут.
О том, что сплетничать, как минимум, некрасиво, знает каждый. К счастью, пока еще понятие «сплетня» в общественном сознании не сочетается с понятием «средство массовой информации». Доверие к СМИ есть, но его сохранность зависит не только от профессионализма журналистов, но и от грамотного восприятия информации читателем, зрителем, слушателем. «Недоброжелательный или порочащий слух, распространяемый на основании неверных, неточных сведений» – толкует сплетню словарь Дмитрия Николаевича Ушакова. Поэтому если в сообщении нет ссылок на первоисточник, в данном случае, на законодательный документ, регламентирующий образовательную деятельность, где черным по белому указаны цифры и даты, то все измышления по данному поводу являются не более чем сплетней. И совершенно не важно, изложены они в частном порядке за кухонным столом, или на страницах информационного ресурса. Примерно так мне удалось успокоить обеспокоенную читательницу еще до того, как подобные слухи публично развеял премьер-министр.
Стихийное бедствие в Краснодарском крае никого не оставило равнодушным. Помощь гостеприимным жителям российского Черноморского побережья идет со всей страны, не остались в стороне и рязанцы. Отрадно, что способность действенно и «всем миром» сострадать не утрачена, невзирая на, порой, намеренно искажаемую непроверенной, неточной информацией реальность. Но забывать о том, что даже чужая беда может стать поводом использовать прикованное к ней чистосердечное внимание миллионов людей в не вполне уместных целях, не стоит.