Согласно статистическим данным, Россия по количеству разводов занимает лидирующие позиции. Ежегодно сотни тысяч российских женщин вынуждены обращаться в суды за взысканием алиментов на детей. Причем выполняют алиментные обязательства далеко не все должники. Безучастное отношение к своим собственным детям – это социальная болезнь. «Лечить» ее помогают судебные приставы.
В одном из своих выступлений глава УФССП РФ Артур Парфенчиков рассказал, что в минувшем, 2011-м, году в целом по стране насчитывалось более миллиона дел о взыскании алиментов. Об этом сообщает сайт bfm.ru. Несмотря на то что специалисты отметили сокращение общего количества должников (в сравнении с 2010 годом в году 2011-м должников стало меньше на 20 тысяч), проблема остается одной из самых острых в целом по стране.
Как у нас?
За первые четыре месяца этого года количество исполнительных производств по алиментам в УФССП РФ по Рязанской области составило порядка восьми тысяч – цифра достаточно солидная. Социальный портрет среднестатистического должника довольно неприглядный, но встречаются среди задолжавших людей и весьма обеспеченные. В практике рязанских приставов-исполнителей бывали случаи, когда задолженности по алиментам отдельно взятых граждан переваливали за десятки, а то и сотни тысяч, при этом должники считали делом принципа не помогать бывшим семьям.
Борьбу с алиментщиками судебные приставы считают особенно важной, ведь в этом случае затронуты интересы детей, которые становятся жертвами семейных разбирательств.
Откройте, судебные приставы!
Эту фразу Анастасии Сысойкиной – молодому, но весьма перспективному сотруднику Октябрьского отдела УФССП России по Рязанской области, в силу своих служебных обязанностей приходится повторять по нескольку раз на дню. Анастасия – пристав-исполнитель, специализирующийся исключительно на алиментщиках.
«Когда я только пришла работать, сразу сообщила, что хочу специализироваться именно на погашении долгов по алиментам», – рассказала девушка. Просьбу молодого сотрудника учли, и вот уже более полутора лет Анастасия Игоревна делает все, что в ее силах (в рамках закона), чтобы должников в городе было меньше. «Мы оповещаем должников о задолженности, рассказываем им об ответственности, которая грозит в том случае, если они будут пренебрегать обязанностями по уплате алиментов, – рассказывает Анастасия Игоревна. – Помогаем должникам с трудоустройством, направляя в центр занятости населения, да и просто стараемся объяснить, что ребенок, оставшийся при разводе с другим родителем, не становится чужим, и его нужно любить как прежде и помогать ему, в том числе материально». Когда беседы не приносят ожидаемого результата, приставам приходится действовать более жестко – на имущество должника накладывают арест и реализуют его, а вырученную от продажи сумму направляют в счет погашения долга. Кардинальными мерами в работе с неплательщиками алиментов становятся административные и уголовные наказания, которые хоть и не так часто, но применяют по отношению к заядлым должникам. «До таких крайних мер, как уголовное наказание, доходит редко, – рассказывает Анастасия Сысойкина. – Обычно должники начинают гасить свои задолженности уже после того, как мы их предупреждаем об ответственности».
Адресов, по которым работает каждый пристав-исполнитель, много. Не везде их встречают доброжелательно, бывает, даже двери в подъезд не открывают, узнав, какие гости пожаловали. «Если нас не впускают, мы просим открыть дверь соседей, чаще всего нам помогают», – говорит Анастасия Игоревна. Отправившись вместе с судебным приставом по адресам должников, мы смогли наблюдать за их работой и теми сложностями, с которыми сталкиваются приставы.
Случайный должник
Дом по улице Трудовой в Октябрьском районе у приставов считается «благополучным». Здесь проживает один из многочисленных рязанских должников, у кого сотрудники ФССП решают проверить имущественное положение и в очередной раз напомнить об обязанности выплачивать алименты.
У судебного пристава-исполнителя Анастасии Сысойкиной должник Сергей – самый образцово-показательный. Он не пьет и отличается опрятным видом и завидной пунктуальностью. Алименты почти всегда платит вовремя, даже переводы денежные бывшей супруге шлет «скорые», говорит, что уже спустя пару часов требуемую сумму можно снимать и тратить на нужды любимой дочери.
Сергей попал в списки судебных приставов по чистой случайности: через несколько месяцев после того, как бывшая супруга подала на алименты, он упал и серьезно травмировал руку. Разумеется, работать с травмой не мог, а соответственно, не мог и выплачивать алименты. «На тот момент официально я нигде не работал, – рассказывает Сергей, – занимался свободными приработками, ремонтировал квартиры, а когда сломал руку, остался совсем без средств, ведь больничный лист мне оплачивать было некому». За то время, пока Сергей восстанавливал свое здоровье, накопился существенный долг, взимать который и пришлось приставам Октябрьского района. Когда мужчина вновь смог работать, он начал перечислять деньги для ребенка, даже долг пытался погасить. «Плохо то, что деньги Сергей переводил с перебоями, – говорит Анастасия Сысойкина, – ведь заработок у него был нестабильный». Не всегда своевременные денежные переводы бывшую супругу Сергея, которая осталась вместе с дочерью в другом городе, устраивали. И в адрес должника посыпались жалобы и претензии. Сам Сергей о материальной ответственности перед дочкой никогда не забывал, деньги перечислял при первой возможности и очень сокрушался, когда из-за травмы не смог работать. В то время, когда пристав проверяет имущественное положение должника и просматривает квитанции об оплате алиментов, Сергей признается, что очень скучает по любимой дочке и будет стараться помогать ей материально даже после того, как она станет совершеннолетней.
Сегодня Сергей с дочерью не видится, табу на общение ребенка с отцом и родственниками со стороны бывшего мужа поставила экс-супруга, видимо, решив таким образом наказать некогда близкого человека. И у Сергея, и у его бывшей жены уже новые отношения, свои семьи, а задолженность по алиментам, по словам должника, – тот груз, который мешает ему двигаться вперед. Вот и стремится Сергей скорее расплатиться. А еще мечтает встретиться с дочерью, объяснить ей, почему пошел на такой шаг, как развод.
С точностью до наоборот
Следующим пунктом нашего посещения становится одна из квартир общежития, расположенного в поселке Шлаковом. Должников, подобных Андрею (имя изменено), в Рязани много. Андрей развелся с женой в начале этого года, по его признанию, женщину не устраивал образ жизни мужа и его отношение к семье. Вместе с заявлением на развод супруга подала иск и на взыскание алиментов. Андрей говорит, что с бывшей женой сохранил нормальные отношения, бывает, гуляют вместе с женой и дочкой, а девочку жена даже отпускает временами в гости к отцу. Обстановка в квартире должника мало подходит и для кратковременного пребывания в ней ребенка. На столе и даже полу разбросана грязная посуда, обои пузырями взбухли на стенах, потолочная плитка висит кусками и рискует обвалиться на голову случайному гостю, а устойчивый запах спиртного говорит о том, что горечь от разлуки с семьей хозяин с лихвой заливает горячительными напитками. За короткое время у Андрея накопился существенный долг по алиментам, которые, по его словам, платить нечем, зато на стене красуется новый телевизор, а в углу стоит приобретенный недавно dvd-плейер. «Почему же алименты не платите?» – интересуется пристав Анастасия Сысойкина и слышит извиняющийся ответ: «Да я бы платил, но работы нет, платить нечем». На вопрос, почему не работает по направлению центра занятости, должник с вызовом отвечает, что работы, достойной его, там не предлагают, а быть дворником ему не хочется. Оказалось, что у Андрея есть знакомый, который пообещал трудоустроить беднягу, правда, вот уже несколько недель вопрос с трудоустройством откладывается на неопределенное время.
Чтобы зафиксировать изменения имущественного положения, описать в счет погашения задолженности по алиментам новые покупки должника, приглашают понятых. Ими становятся соседи. После того как имущество описано, его оставляют на ответственное хранение хозяину. Андрей поначалу возмущается, но поняв, что заветная техника остается у него, успокаивается. А после того как пристав объясняет, что следующим шагом по борьбе с неуплатой алиментов будет изъятие техники и ее продажа в счет погашения долга, обещает, наконец, устроиться на работу и самостоятельно выплатить накопившуюся сумму.
После того как должник подписывает необходимые документы, сотрудники ФССП покидают его квартиру, а выходя, облегченно вздыхают. Прошел еще один сложный рабочий день. Уже завтра Анастасии Сысойкиной и ее коллегам придется вновь стучать в закрытые двери в надежде, что после их визита одним алиментщиком в городе станет меньше.