О проблеме качества высшего образования в России в последнее время говорят много. По числу студентов вузов на 10 тысяч населения мы опережаем некоторые европейские страны, однако такая массовость мало сказывается на результатах в экономике, социальной сфере, для которых нехватка квалифицированных кадров по-прежнему одна из самых больных тем.
Отрасль находится в серьезном кризисе, говорят эксперты, и требует оздоровления. Первый шаг в этом направлении, похоже, будет сделан уже в следующем году. На днях Президент Владимир Путин дал распоряжение утвердить план, согласно которому будет реорганизована система вузов. Суть преобразований – в сокращении числа «неэффективных», наиболее слабых университетов. Они должны быть выявлены уже до конца года, а затем присоединены к более сильным учебным заведениям. Аргументы власти таковы: по демографическим причинам число студентов уменьшается, а вузов – увеличивается. В итоге последние становятся никому не нужны. План по реорганизации должен быть утвержден до мая 2013 года.
Уже сейчас можно сказать наверняка: такой шаг вызовет неоднозначные реакции. Модернизация, кажется, вновь по традиции начинается с оптимизации. Отношение к последней, проведенной в системе общего образования в прошлом году, в обществе до сих пор спорное. Между тем чиновники уверены, что сокращение числа высших учебных заведений позволит повысить конкуренцию среди учащихся и поднять качество образования.
Оно по стране, действительно, очень неравномерно, даже в государственных вузах. «У нас есть высшие учебные заведения, которые предоставляют студентам абсолютно невостребованные на рынке труда услуги – некачественное образование, попросту говоря», – подчеркнул на совещании по выполнению задач в социальной сфере Владимир Путин. Доискиваясь до причин этого, можно назвать целый ряд проблем: несоответствие современной структуры специальностей потребностям рынка труда, низкий уровень мотивации студентов, низкие зарплаты преподавателей… Такой «диагноз» требует не одного рецепта.
Тем не менее эксперты саму постановку вопроса – об уменьшении количества вузов и бюджетных мест – считают правильной. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова полагает, что эта мера позволит обеспечить качество приема в высшие учебные заведения. «Главным способом наведения порядка в приемной комиссии является наличие хорошего конкурса, а он может быть тогда, когда мест в вузе меньше, чем желающих поступить», – заявила она в интервью РИА «Новости». При этом отметила, что параллельно с сокращением числа вузов регионы должны развивать сеть среднего и начального профобразования, открывать учебные центры по переподготовке и подготовке рабочих специальностей.
О необходимости комплексного подхода к проблеме сказал, отдавая распоряжение, и глава государства. Принимаемые меры, подчеркнул он, позволят увеличить финансирование сильных вузов и повысить зарплаты преподавателям и профессорам.
Опасения могут вызвать критерии, по которым собираются определять эффективность вузов. Какой будет эта оценочная шкала, пока неизвестно. Однако Владимир Путин обратил внимание на то, что эффективные и перспективные вузы – не всегда сильные с экономической точки зрения. «Есть и такие, у которых и база хорошая, и перспективы хорошие, и возможности большие, надо им помочь по другим направлениям, может быть, и финансово поддержать», – заявил Президент.
Главное, чтобы в процессе всех преобразований в фокусе оставалась основная цель реформы – обеспечить необходимый объем бесплатного, но при этом качественного высшего образования.
точка зрения
Роман Калинин,
ректор Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова:
– Несомненно, современная система высшего образования нуждается в совершенствовании. В любом высшем учебном заведении во главе угла должно стоять качество подготовки специалистов. Современным и эффективным должен быть и менеджмент вуза. Далеко не все существующие университеты отвечают этим требованиям. Безусловно, к проблеме необходим комплексный подход. К решению о сокращении числа вузов РГМУ относится спокойно. Чтобы верно оценить учебное заведение, надо учитывать хотя бы такие показатели, как конкурс и количество выпускников, работающих по специальности. Несмотря на демографические проблемы, конкурс в университет и в этом году достаточно высокий. В профессию идет более 90 процентов наших выпускников.
Ирина Шеина,
ректор Рязанского государственного университета
имени С.А. Есенина:
– В связи с тем, что эффективность деятельности вуза является основанием для продолжения вузом образовательной деятельности, следует обратить внимание прежде всего на критерии оценки эффективности, разработанные Министерством образования и науки РФ. Новый документ, утверждающий эти критерии, отличается тем, что многие показатели носят экономический характер. Это не случайно, так как высшее образование является инвестицией в будущее развитие государства. РГУ имени С.А. Есенина, имеющий международный сертификат качества, подтверждает это качество востребованностью выпускников на рынке труда, связями с производствами и организациями, перспективными проектами в области фундаментальных и прикладных исследований. И все-таки выполнением показателей не исчерпывается деятельность образовательного учреждения. Классический университет должен добиваться того, чтобы его выпускник был личностью, обладающей граждан-ской ответственностью.
Иван Панков,
директор Рязанского института (филиала) Московского
государственного открытого университета имени В.С. Черномырдина:
– Усиление конкуренции в образовательной среде необходимо, однако к модернизации высшего образования надо подходить очень взвешенно. Не лишатся ли самостоятельности учебные заведения небольшие, но имеющие хорошую базу для подготовки, сильный преподавательский коллектив, сложившуюся научную школу? По опыту работы нашего института могу сказать, что подготовка, к примеру, инженеров-специалистов для рыночных условий должна быть индивидуальной. В крупных вузах такие условия создать зачастую невозможно.
точка зрения
Роман Калинин,
ректор Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова:
– Несомненно, современная система высшего образования нуждается в совершенствовании. В любом высшем учебном заведении во главе угла должно стоять качество подготовки специалистов. Современным и эффективным должен быть и менеджмент вуза. Далеко не все существующие университеты отвечают этим требованиям. Безусловно, к проблеме необходим комплексный подход. К решению о сокращении числа вузов РГМУ относится спокойно. Чтобы верно оценить учебное заведение, надо учитывать хотя бы такие показатели, как конкурс и количество выпускников, работающих по специальности. Несмотря на демографические проблемы, конкурс в университет и в этом году достаточно высокий. В профессию идет более 90 процентов наших выпускников.
Ирина Шеина,
ректор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина:
– В связи с тем, что эффективность деятельности вуза является основанием для продолжения вузом образовательной деятельности, следует обратить внимание прежде всего на критерии оценки эффективности, разработанные Министерством образования и науки РФ. Новый документ, утверждающий эти критерии, отличается тем, что многие показатели носят экономический характер. Это не случайно, так как высшее образование является инвестицией в будущее развитие государства. РГУ имени С.А. Есенина, имеющий международный сертификат качества, подтверждает это качество востребованностью выпускников на рынке труда, связями с производствами и организациями, перспективными проектами в области фундаментальных и прикладных исследований. И все-таки выполнением показателей не исчерпывается деятельность образовательного учреждения. Классический университет должен добиваться того, чтобы его выпускник был личностью, обладающей граждан-ской ответственностью.
Иван Панков,
директор Рязанского института (филиала) Московского государственного открытого университета имени В.С. Черномырдина:
– Усиление конкуренции в образовательной среде необходимо, однако к модернизации высшего образования надо подходить очень взвешенно. Не лишатся ли самостоятельности учебные заведения небольшие, но имеющие хорошую базу для подготовки, сильный преподавательский коллектив, сложившуюся научную школу? По опыту работы нашего института могу сказать, что подготовка, к примеру, инженеров-специалистов для рыночных условий должна быть индивидуальной. В крупных вузах такие условия создать зачастую невозможно.
Татьяна Железнова
(использованы материалы
РИА «Новости»)