09:27 МСК
Воскресенье
07 / 03 / 2021
5451

Владимир Хомяков: «Пишу стихи, чтобы понять себя»

Размышления известного рязанского поэта о художественной литературе, истоках поэтического восприятия мира

Во все времена поэту в обществе отводилась особая роль – провидца, совести народа, хранителя его чудотворного языка и культуры. Сохранилась ли сегодня задача пророческого служения людям, которая всегда отличала русскую поэзию? Воздействует ли художественная литература на сердца и умы людей? Сохранились ли истоки поэтического восприятия жизни? Как работать с молодыми авторами в современном мире? Обо всем этом мы беседуем сегодня с поэтом, членом Союза писателей России, лауреатом премии Губернатора Рязанской области Владимиром Хомяковым. Он – руководитель сасовского литературного клуба «Первая строка», автор более полутора десятков стихотворных и краеведческих сборников, публиковался в антологиях отечест­венной поэзии.

Р.В. – Владимир Алексеевич, как начинался ваш творческий путь?

В.Х.– Родился я в селе Косиха Алтайского края. Когда мне было три с половиной года, семья переехала в Рязань, на родину мамы. Помню, дедушка по вечерам читал мне произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Это и было моим первым знакомством с русской классической литературой. Потом мы переехали в Сасово, где я и пошел в школу. Стихи начал писать в 17 лет. Одни из первых поэтических строк появлялись из-за того, что девушка не отвечала мне взаимностью. После окончания школы поступил в Рязанский педагогический институт. По вечерам в студенческом общежитии на улице Урицкого собирались поэты, читали и обсуждали стихи. Там я познакомился с Анатолием Сениным, Александром Архиповым, Алексеем Корнеевым и другими поэтами. Моими наставниками были Борис Шишаев и Валерий Авдеев. Потом, спустя несколько лет, я закончил библиотечный факультет института культуры. Кстати, я был в числе первых выпускников этого факультета.

Р.В. – Сегодня много говорят о том, что интерес к поэзии пропадает. Но в то же время есть немало и других, противоположных, мнений. Люди потянулись к поэтическому слову. Как вы думаете?

В.Х. – На мой взгляд, интерес к поэзии стал пробуждаться. Был период упадка в 90-х годах, когда роль поэтов в государстве ослабла. В одно время я почувствовал это на себе, меня даже когда-то запрещали публиковать. В 1974 году, после выхода в Париже романа Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», выдающегося писателя лишили гражданства и выслали из страны. За то, что я всего лишь посочувствовал ему, меня исключили из комсомола, пединститута и отправили в Южный Казахстан, в армию. На службе я продолжал писать стихи. Когда вернулся в Рязань, меня встречали мои старшие товарищи – Борис Шишаев и Валерий Авдеев. Именно они подарили мне идею создания литературного клуба «Первая строка», который я веду в Сасове уже 36 лет. Каждый год на занятия приходят новые люди, стремящиеся познать азы стихосложения. Самому мне приходится много выступать на различных праздниках, и появление поэта на сцене всегда с теплом воспринимается публикой.

Р.В. – В советское время, в эпоху «оттепели», собирались целые стадионы любителей поэзии. А нынешние поэты мечтают о таком успехе?

В.Х. – Для поэзии подобная обстановка вовсе не нужна. Художественное слово должно жить в камерных залах. Лишь бы не было давления, тоталитарных мер к людям, которые мыслят свободно.

Р.В. – Поэтов всегда отличало особое видение духовного мира. Встречаются ли в наше время среди них провидцы?

В.Х. – «Россия, Русь! Храни себя, храни…» – эта строка Николая Рубцова была произнесена в середине прошлого века. И мы, начинавшие литературный путь в 70-х годах, прекрасно понимали ее силу. Это не только эпиграф, но и призыв к последующим поколениям. Потому что сегодня сохранить Русь не так просто, особенно когда наш родной язык засоряется потоком иностранных слов. Поэты предсказывали в творчестве не только будущее России, но и, в первую очередь, свою судьбу. Я вспомню имена своих друзей-наставников – Евгения Маркина, Бориса Шишаева, Валерия Авдеева. Вот у Валеры было такое стихотворение – «Умереть хотел бы ранней осенью…», в котором есть строка «Лишь бы разом ткнулся и затих…». К сожалению, так и случилось – он погиб на Сынтульском озере. Подобные пророческие строки появляются в творчестве зачастую неосознанно. Вспомним даже Бориса Пастернака, который говорил: «И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд».

Р.В. – Многие известные поэты родились и определенное время жили в глубинке, например, Сергей Есенин, Николай Рубцов…

В.Х. – Истоки поэтического восприятия мира кроются в русской природе. Большую часть жизни я прожил в родном Сасове. Образ матери-земли проходит через всю мою литературную жизнь. Сергей Есенин в свое время говорил: «Ищи Родину». В этих словах ключ к познанию таинств ­поэзии. Я люблю бродить по лугам, по берегу реки Цны. Все это дает мне силы для литературной работы. Одна из достопримечательностей нашего края – Темгеневское городище. Древний вал, крутой высокий берег Цны, глубокий овраг… Когда я бываю в этих местах, то всегда вижу в своем воображении ратников, стоящих на страже нашего Отечества. Здесь веет запахом старины. Возможно, поэтому я написал целый ряд произведений, связанных с историей сасовской земли и Рязанщины. Хотя я ценю и городскую поэзию, есть у этой темы своя особая прелесть. Описать город тоже надо суметь, как это сделал, например, Сергей Есенин в цикле «Москва кабацкая».

Р.В. – Знаю, в юности вы написали такие строки:

Туманный звон, дурманный сон полей,

печаль забыв, я родины не знал бы,

но купола задумчивых церквей

горят, как керосиновые лампы.

А важны ли православные традиции для русского поэта?

В.Х. – Да, я написал эти строки в 1977 году, когда в стране главенствовал атеизм. Думаю, любой русский поэт должен быть православным человеком. Идеалы православия – добро, покаяние, смирение – созвучны идеалам высокого поэтического слова. Я никогда не забуду, как бабушка крестила меня в Скорбященской церкви в Рязани, когда мне было четыре года. Она рассказывала отцу Александру обо мне, что, дескать, жили в сибирском селе. И покрестить меня не представлялось возможности: церквей там практически не было. После бабушка всегда водила меня в храм. И традиции православия живы во мне до сих пор.

Р.В. – Как вы работаете с молодыми авторами в литературном клубе «Первая строка»?

В.Х. – С поэтической молодежью я работаю по принципу «не навреди». Я стараюсь создать условия, чтобы они могли развиваться самостоятельно. На первоначальном этапе не столько говорю с ними об их произведениях, сколько советую читать признанных классиков. Со временем очень осторожно и корректно указываю ученикам на недостатки в их стихах. Так я работал, например, с Сергеем Мулиным, Марией Пятовой, Игорем Тепляковым, с Мариной Бочаровой, которая уже выпустила два поэтических сборника. Кстати, наш клуб «Первая строка» носит имя писателя Анатолия Сальникова, который приехал в Сасово из Киргизии. Его принимали в Союз писателей вместе с Чингизом Айтматовым. Анатолий предложил мне свою помощь в проведении занятий и вел в свое время секцию прозы и публицистики.

Р.В. – Какую роль играет творчество в вашей судьбе?

В.Х. – Как-то главного редактора «Литературной газеты», прозаика, драматурга и поэта Юрия Полякова спросили: «Зачем вы пишете стихи, изменится ли хоть один человек в лучшую сторону от ваших строк?». На что он ответил: «Один, конечно, – это я». Поэзия делает меня лучше как человека, ведет к свету. Я тянусь к своему лирическому герою. Ведь, по сути, он – это автор в идеале. Я пишу стихи, чтобы лучше понять самого себя. Поэзия – настоящая исповедь души человека. Но главное, она помогает мне чувствовать себя молодым.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 140 (4191) от 03 августа 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
«В вашей стране много талантов»
Известный продюсер, кинокритик Том Пальмен помогает молодым режиссерам найти путь к сердцу зрителя
Колючий любимец
Частые житейские соприкосновения с отдельными представителями мира живой природы сформировали в нашем сознании стойкие симпатии и антипатии. К примеру, все любят белок, но далеко не ...
Иван Назаров
Читайте в этом номере: