С инициативой, призванной усилить эффективность контроля за расходами госслужащих, выступили депутаты сразу нескольких фракций Государственной Думы. Один за другим в нижнюю палату парламента внесены два законопроекта, направленные на ограничение возможностей госслужащих иметь счета и недвижимость за границей.
Единороссы Вячеслав Лысаков и Валерий Трапезников, коммунист Олег Денисенко, депутат от «Справедливой России» Александр Агеев и депутат от ЛДПР Андрей Луговой предлагают установить полный запрет на иностранные активы для чиновников всех уровней. Тем из них, у кого собственность за рубежом имеется, в случае принятия закона придется избавиться от нее за шесть месяцев. При этом ни банковскими депозитами, ни недвижимостью, ни ценными бумагами не смогут владеть также супруги и несовершеннолетние дети представителей власти. Предполагается, что даже после увольнения с госслужбы ни чиновник, ни его семья еще в течение трех лет не смогут обзавестись собственностью или банковскими счетами за рубежом.
Для нарушителей запрета законопроект предусматривает наказание в виде штрафа от 5 млн. до 10 млн. рублей или тюремного заключения сроком до пяти лет с последующей потерей права занимать аналогичную должность в течение трех лет.
По мнению одного из разработчиков документа Вячеслава Лысакова, российская элита в принципе не должна иметь имущества за границей. «Не получится находиться одной ногой здесь, в России, а другой – за границей, это неправильно», – пояснил депутат.
Однако даже внутри фракций нет единого мнения относительно запрета. Иные меры по отношению к владельцам зарубежной собственности предложили неделей ранее вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк и «справедливоросс» Илья Пономарев. По их мнению, достаточно и того, чтобы чиновники на сайтах своего ведомства сообщали о своих зарубежных активах не позже чем в течение месяца после их приобретения. Недостоверное и несвоевременное декларирование имущества и доходов предлагается карать штрафами (до 5 млн. рублей) и общественно-полезными работами (до 480 часов).
«Считаю, что российский чиновник или политик, у которого есть имущество за рубежом или открыты счета в иностранных банках, является менее свободным в своих решениях, потому что вольно или невольно он вынужден оглядываться на позицию руководства тех стран, где ему принадлежат имущество либо денежные средства. Граждане и избиратели должны знать о возникновении такого имущества или счетов в иностранных банках», – прокомментировал свою позицию в интервью «Трибуне Общественной палаты» Сергей Железняк.
Будет ли какая-либо из депутатских инициатив поддержана Правительством, пока неясно. Тем не менее предложения парламентариев являются логичным продолжением антикоррупционных начинаний последнего времени. Доходы чиновников уже поставлены под контроль: в ноябре прошлого года был принят закон, который сделал декларации о доходах обязательными для всех госслужащих. Декларировать доходы обязали и менеджеров госкомпаний. На очереди – установление контроля за расходами. Эксперты констатируют, что сегодня большинство сделок по покупке недвижимости за границей совершают именно представители власти. Если законопроект в том или ином виде будет принят, он охватит тысячи чиновников – от депутатов Госдумы, сенаторов и губернаторов до муниципальных служащих.
Точка зрения
Ярослав Кузьминов,
член Общественной палаты РФ, ректор Высшей школы экономики:
– Считаю, что каждый гражданин Российской Федерации вправе предпочесть тот банк, который более устойчив. Но если человек выбирает в качестве своей стези служение государству, то он должен понимать, что его интересы должны быть связаны с государством. Речь не должна идти о технических вкладах, когда человек уехал, например, учиться за рубеж и кладет деньги на счет в иностранном банке и другие подобные случаи. Также, например, объемы вкладов до 30-40 тысяч долларов не должны служить препятствием. Если речь идет об очень больших суммах, то это должно быть запрещено. Моя позиция в данном вопросе такова: нужно глядеть на экономически значимые вещи, а не гоняться за совсем мелкими вещами, которые не определяют поведение чиновника.
Андрей Зверев,
член Общественной палаты РФ, председатель Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ, член правления Союза машиностроителей России:
– Подобные дискуссии о запрете на владение имуществом за рубежом ведутся уже давно. Я могу сказать одно: я против такого закона. У нас есть права человека, и чиновники – такие же люди, как и мы с вами. Почему мы должны ограничивать их права? Есть активы за рубежом, ну и ладно. Главное в том, чтобы эти активы были заработаны честно и были оглашены. Если у тебя все в порядке с декларацией о доходах, ты можешь свои деньги вкладывать, куда твоей душе угодно. Мы говорим о правах человека, тогда давайте относиться ко всем на равных.
Галина Окорокова,
член Общественной палаты РФ, ректор Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, член Совета
при Президенте РФ по противодействию коррупции:
– В современных условиях развития экономики, в которых находится Россия, я бы сказала, что все меры хороши. Но, конечно, в пределах разумного. Если человек имеет незаконно заработанные деньги, он ищет различные варианты, один из которых – это хранение денег за рубежом, что надежно, защищено банковскими тайнами, договоренностями. В таких случаях человек безбоязненно продолжает совершать коррупционные действия. Мне представляется, что в интересах социально-экономического развития страны (даже если чиновнику, какой бы он честный ни был, будет неприятно из-за проверок) такая мера вполне адекватна на сегодняшний день.
(использованы материалы kommersant.ru)