Алкогольная продукция в стране традиционно приносит немалые доходы в бюджет, но только в том случае, если она – не контрафактная. Борьба с «теневым рынком» в этой сфере ведется не один год. На очереди – новое усиление контроля за оборотом алкоголя.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Рос-алкогольрегулирование) выступила инициатором экономических мер по контролю за контрафактной продукцией. Рентабельность производителей алкоголя не должна опускаться ниже 5 процентов, а мощности их предприятий необходимо загружать не менее чем на 50 процентов. Такие нормы не позволят алкогольным компаниям занижать фактические объемы производства. Требования вступят в силу с 1 января 2013 года.
Штраф за несоблюдение новых норм составит 500 тысяч рублей. Производители алкоголя будут самостоятельно уведомлять Росалкогольрегулирование, если производство и продажи по каким-то причинам приостановлены. В этом случае штрафные санкции применяться не будут.
«Государство сделало очень правильный шаг», – полагает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.
Документ официально закрепляет уже принятые эффективные меры по борьбе с контрафактной продукцией.
В прошлом году лишь треть продукции на российском рынке крепкого алкоголя была легальной
По оценке Дробиза, в прошлом году лишь треть продукции на российском рынке крепкого алкоголя была легальной, а две трети – контрафакт и суррогат. Сейчас водку выпускают около 100 заводов (раньше их было около 250). Они попадали в статистику Росстата, но производили легально какой-то мизер «для ведомости», основная же продукция шла на теневой рынок, утверждает эксперт «РГ».
«За счет концентрации численность операторов и дистрибьюторов алкоголя в России с начала реформы 2009 года сократилась вдвое, – продолжает Дробиз. – Целью реформы была борьба с нелегальной алкогольной продукцией. Чем меньше на российском рынке операторов, тем проще их контролировать».
Рентабельность производителей крепкого алкоголя, по словам эксперта, как правило, выше 5 процентов. У крупных заводов она минимум 10 процентов, у раскрученных торговых марок – 25-30 процентов. Так что требования вполне по силам бизнесу.
Формальные 5 процентов – минимальная планка, ниже которой опускаются только заведомые производители суррогата. Сегодня в среднем по России загруженность производственных мощностей алкогольных предприятий не ниже 30 процентов. Многие загружены на 60-80 процентов.
Подготовлено по материалам «Российской газеты»