На заключительном этапе наши спортсмены показывали просто высший класс. Наши гимнастки буквально покорили планету. Впрочем, не только они – вся сборная страны с достоинством представляла Россию. И на этом фоне просто кощунственным выглядело сообщение на ленте новостей одного известного российского интернет-издания: Александр Жуков не хочет признавать провала на Олимпиаде в Лондоне.
Не собираюсь вступать в полемику по поводу оценки результатов достойного выступления российской сборной – они очевидны и, собственно, не нуждаются в особых комментариях. Удивляет другое: отчего с усердием, достойным лучшего применения, иные наши соотечественники стараются погромче прокричать о том, что, мол, все у нас не так, как надо (и далеко не только по поводу спортивных результатов)?
Я плохо представляю себе, что в Камеруне или Гватемале (о США даже и речи быть не может) с таким усердием занимались бы самобичеванием, причем и по поводу, и без оного. Впрочем, какое же это самобичевание? О себе, любимых, наши доморощенные критики, как правило, говорят в превосходной степени, потому как, по их собственному убеждению, они и есть носители света, интеллекта, свободы. А для бичевания выбирают страну, государство, где они живут.
Сегодня на центральном телевидении идет цикл, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года. Как пронзительно-проникновенно звучат слова молодых, даже юных героев российских о верности долгу, верности Отечеству. Услышаны ли, приняты ли они нами, сегодняшними? А ведь именно это и закладывается в основу национальной идеи, о которой мы так часто говорим. Впрочем, и гораздо позже, уже в двадцатом веке, не одно поколение наших соотечественников жило по правилу: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Можно, конечно, и нужно говорить о превратностях того времени. Но именно это правило позволило создать страну, с которой все считались, победить в другой, еще более страшной Отечественной войне.
Народная мудрость, как всегда, права: не все то золото, что блестит. И не всякое слово, произнесенное всуе, правдиво. А слов сегодня звучит много. Они просто сыплются на наши утомленные солнцем головы: с газетных полос, с экранов телевизоров, с мониторов вмонтированных в Интернет компьютеров. Дни нынешнего лета не стали исключением, несмотря на жару и время повальных отпусков. И темы поднимались вовсе не пляжные. Взять, к примеру, дебаты вокруг того, кому владеть Арктикой. Нет, понятно, что не самим полюсом холода, а теми запасами, что хранит Северный Ледовитый океан. Хотя, казалось бы, о чем дебатировать? Правила пользования месторождениями в районе арктического шельфа установлены еще в 2006 году. По ним разведка и добыча нефти в шельфах Ледовитого океана принадлежит, во-первых, госкомпаниям, во-вторых, не просто госкомпаниям, а тем, кто уже имеет не менее чем пятилетний опыт аналогичных работ. Но когда становится очевидной возможность получения немалой выгоды при минимальном вложении сил и средств, то почему бы не побороться за права малых и частных? И не важно, что они потом станут уступать эти права (естественно, не даром), о чем, кстати, и предупредил Владимир Путин. Главное в данном случае не результат, а обозначение, так сказать, «иного мнения». В чем его суть? Претендовать на получение доли в Арктике при том подходе, который предлагают, вступив в дискуссию, представители либеральной экономики, смогут все, в том числе и иностранные компании, и фирмы-однодневки.
Скажете: где Ледовитый океан и где та нефть, и что нам в нашей далекой от океанов Рязанщине до тех нефтедолларов – без нас, мол, разберутся. Разберутся, конечно. Но нефтедоллары (а для нас – рубли) – вовсе не сторонние. Это благодаря им Россия не только пережила мировой экономический кризис, но и не сокращает, а увеличивает социальную поддержку своим гражданам. Так что по сути спор этот и нас всех касается, а не только «государственников» и «либералов».
…Это только на первый взгляд может показаться, что гражданская позиция и умение отделять зерна от плевел – разные вещи: они очень тесно взаимосвязаны.