За день до его выступления в редакционный кабинет зашел давний друг, известный поэт Владимир Хомяков из Сасова.
– С огромным интересом прочитал твой рассказ об Иване Нифонтове «Главное – верить в победу». Когда в конце семидесятых годов минувшего столетия я учился на библиотечном отделении областного культурно-просветительного училища в Шацке, немало слышал рассказов об уроженце местного села Казачья Слобода, чемпионе мира 1915 года по классической борьбе Иване Чуфистове. Совсем недавно я написал посвященное ему стихотворение. Передаю его для публикации в «Рязанских ведомостях», в «Олимпе», с надеждой, что заслуженный мастер спорта России, борец Иван Нифонтов достойно представит Рязанщину на главных соревнованиях четырехлетия и продолжит традиции, заложенные его прославленным тезкой почти век назад.
На всякий случай прочитал: может, стихи не достойны печати?
В зале гул становится неистов,
встрепенулись зрителей ряды:
на арене борется Чуфистов,
родом из Казачьей Слободы.
Он на схватку вышел в синей
маске,
а в финале с ним –
«железный финн».
Поединок близится к развязке:
титул чемпионский – он один.
Первые шаги к желанной цели
не забыть: Михайловский манеж,
цирк «Модерн», а в Гамбурге,
Брюсселе
покорен тщеславный «зарубеж».
Западная публика кричала:
– Ай да сила! Ай да рус Иван!
Это было крепкое начало,
это был российский ураган.
Зрела удаль хваткая, ребячья,
что природой-матушкой дана.
И гордилась Слобода Казачья,
Выборгская знала сторона.
И хвалил Чуфистова Поддубный:
– Гарно дрался, тезка! Молодец!
...Как тогда светился мир
подлунный,
будто бы завещанный венец.
В петроградском шумном
«Луна-парке»
мировой идет чемпионат.
Сколько здесь борцов!
И схватки жарки!
На пути к победе – нет преград.
Больше двух часов финал
продлится.
Ничего, что дьявольски устал.
Воссияют зрительские лица,
как взойдет Иван на пьедестал.
И лихие перья журналистов
будут петь о том на все лады.
...А пока что гул стоит неистов:
на арене борется Чуфистов,
родом из Казачьей Слободы!
– Здорово, Володя, написал, здорово! – похвалил друга. – Такие стихи достойны даже поэтического сборника.
Володя по-прежнему был взволнован: «Пока из Сасова на электричке добирался до Рязани, сочинил восьмистрочие, посвященное российскому борцу Ивану Нифонтову, продолжающему славные русские традиции». И прочитал.
Казахстан, Алтай, Рязань,
Олимпийский шумный Лондон...
В схватках ты своих предстань
Пред соперниками – лордом.
Грянь сквозь лондонский туман,
Долгожданный звон медали!
Вот он, Нифонтов Иван –
На победном пьедестале!
Прочитал и спросил: «Можно их в день выступления Ивана напечатать?» – «А вдруг он не выиграет?» – засомневался хозяин кабинета. И услышал в ответ: «Ты что! Он же тоже русский Иван, а русский Иван – могуч»!
Путь к бронзе Нифонтов начал с уверенной победы над Реджинальдом де Виндтом, выступавшим под олимпийским флагом, заслужив оценку «иппон». Очередной поединок – против бельгийца Иоахима Боттью – завершился в дополнительной трехминутке, к счастью, броском россиянина, оцененным на «вазари». В четвертьфинальной схватке Нифонтову противостоял канадец Антуан Валуа-Фортье. Прием, исполненный Иваном, был оценен на «вазари», затем последовал еще один такой бросок, который и принес ему победу. В полуфинале его поджидал двукратный чемпион мира из Южной Кореи. Судьбу этого поединка решила одна-единственная атака, проведенная титулованным Дзэ Бумом – судьи оценили его прием на «вазари». Через пятнадцать-двадцать минут Нифонтов вновь появился на ковре – биться за «бронзу». И одержал верх – два подряд «вазари» означали чистую победу над японцем Такахиро Накаи.
В школьные годы мне довелось видеться с Иваном Ивановичем Чуфистовым, беседовать с человеком, который побеждал самого Ивана Максимовича Поддубного! И вот уже более сорока лет дружу с земляком, чемпионом и дважды серебряным призером Олимпийских игр борцом Анатолием Александровичем Рощиным, восхищаюсь его спортивным подвигом – «золото» Мюнхена рязанец добыл, разменяв пятый десяток. Получается – у 25-летнего Ивана Нифонтова, продолжающего славную рязанскую борцовскую эстафету, все еще впереди.
Между прочим, Анатолий Рощин как раз и подхватил эстафету от Ивана Чуфистова. Он ведь в юности в Рязани поначалу занимался баскетболом, но однажды шел по улице Ленина, услышал шум-гам, доносившийся из городского парка, и заглянул туда. А там, на сцене парка, выясняли отношения борцы, среди которых был и Чуфистов. Понравились Рощину схватки, заразился этой самой классической борьбой (ныне она именуется греко-римской), влюбился в нее на всю оставшуюся жизнь…
О чем сейчас подумалось? Почему бы нам не возродить это несказанно яркое старое – борьбу вне борцовских залов, на открытых площадках? Борьбу на поясах, дзюдо, греко-римскую борьбу, самбо. В парках, на сценах Дворцов и Домов культуры, во Дворцах спорта и на стадионах. Да не только в Рязани, но и в районных центрах, памятуя о том, что многие великие атлеты были как раз выходцами из глубинки. Из рязанской – помимо борца Рощина, штангист Василий Алексеев, конькобежец Виктор Косичкин, лыжница Мария Гусакова, специалист по гонкам патрулей Владимир Кузовенков, гребцы Николай Липкин и Сергей Антипов, копьеметатель Александр Макаров, бегуны Виктор Байков, Юрий Никитин, Александр Федоткин, Александр Братчиков…
Внедри эти спортивные шоу (с музыкальным оформлением, с выступлениями певцов и поэтов) в жизнь, и тогда наши лидеры, тот же Иван Нифонтов, станут настоящими кумирами для тысяч и тысяч юношей и девушек, мальчишек и девчонок, которые обязательно придут в большой спорт, а года через четыре, к следующей Олимпиаде в Бразилии, четверка-пятерка вундеркиндов пополнит семью рязанских дзюдоистов, в которой ныне не менее десяти борцов уже постучались в сборную команду России, а лучшим из них вместе с Иваном Нифонтовым уготована прямая дорога в Рио-де-Жанейро…