– Как нам удалось объединить столь разных по творческому складу людей? Не могу ответить однозначно на этот вопрос. Вдруг возникает идея, люди созваниваются друг с другом, и выясняется, что тема давно бродила в умах и висит, что называется, на кончике пера. Остается только дать ей жизнь, – говорит один из учредителей проекта «Культурная инициатива» Димитрий Бочаров.
Пять фотоальбомов разложены на столе в небольшом кабинете директора ООО «Региональное информационное агентство». Каждый по-своему уникален. «Рязань уходящая. Острова памяти...» вышел в 2005 году и уже тогда производил впечатление скрижалей, на которых запечатлены образы уходящего в небытие города. Есть какая-то печальная ирония в том, что альбом часто вкладывали в подарочные пакеты для туристов, которые могли бы видеть все это узорочье своими глазами и вживую ощущать очарование деревянной Рязани.
Невозможно не отметить высокую культуру издательского проекта. Альбом «Рязань уходящая» предваряет эссе Андрея Павлушина, он же выступил и автором всех фотографий. Андрей сравнивает старые дома и кварталы с островами нашей памяти: «Их не так много – прошлое быстрое утекает. И так важно сохранить его хотя бы на фотографиях и в поэтических строках. В них, старых стихотворениях, в Рязань по вечерам прибывает электропоезд «Березка» («Встречайте меня с «Березкой», – просит родных Нина Краснова), мальчишки с замиранием сердца сидят в темном кинозале («Тринадцать лет. Кино в Рязани», – это Константин Симонов), и – «На всю Рязань – одна машина...» (Ярослав Смеляков).
Поэтические строки подобраны к каждой фотографии – они так точно наложились на снимки, что кажется, будто образы и интонация стихов родились у поэтов от созерцания именно этих домов, подернутых сеткой света и тени. Павлушин занимался этой съемкой несколько лет. Вставал на рассвете или, наоборот, ждал закатного солнца, чтобы поймать движение света на деревянных узорах. И спас для истории облик старого города, а доступен широкому зрителю он стал благодаря проекту «Культурная инициатива».
Другой альбом «К теплому свету на отчий порог» вышел к 110-летию Сергея Есенина в том же 2005 году. «Было много песен, плясок и помпезных мероприятий к дате, а хотелось чего-то сокровенного, обращенного к сердцу читателя, хотелось совершить фотопутешествие в мир поэта», – говорит Димитрий Бочаров.
И вновь не пришлось долго искать единомышленников, согласившихся потратить свое личное время и средства на благое дело. К изданию фотоальбома подключилась Ольга Воронова, состоящая в когорте ведущих российских ученых-есениноведов. Работники есенинского музея-заповедника помогли с постановочными кадрами. Рязанцы-парапланеристы организовали аэросъемку, которая, кстати, получилась экстремальной.
Несколько лет участники проекта «Культурная инициатива» кропотливо работали над фотоальбомом «Православные святыни Рязанского края. Монастыри». Православное монашество – тема сложнейшая, требующая очень вдумчивого и тонкого подхода. Фотографы В. Кованов, А. Павлушин, П. Бочаров не только объездили все монастыри Рязанской епархии, но и часто жили там для того, чтобы прочувствовать и лучше раскрыть для зрителей особую жизнь за монастырскими стенами. В каждый монастырь приходилось возвращаться по нескольку раз – в разные времена года, на разные церковные праздники. Отсняты тысячи кадров – в книгу вошли полторы сотни лучших. Труд редактирования фотофолианта разделил с участниками проекта «Культурная инициатива» архиепископ Павел.
Особая история у фотокниги «Рязань и рязанцы. Эпоха оптимизма в творчестве Е.Каширина». После смерти Каширина о нем заговорили как о выдающемся фотохудожнике, а при жизни не было выпущено ни одного фотоальбома Евгения Николаевича. Увидеть его фотографии можно было только на выставках и в фотолаборатории на ул.Полонского, где когда-то размещалась городская станция юных техников и хранился богатейший архив мастера.
– Когда Евгений Николаевич тяжело заболел, мы поняли, что откладывать выпуск альбома больше нельзя, и взяли эту заботу на себя, – вспоминает Бочаров. – Поначалу Евгений Николаевич к нашему предложению отнесся с недоверием, спрашивал, сколько он за это должен заплатить. Мы с Александром Николаевичем Поскребышевым объяснили, что все расходы берем на себя, и он начал приносить нам фотографии рюкзаками. Это была очень интересная работа и незабываемое общение с удивительным человеком. И я благодарен судьбе, что она свела меня с Евгением Николаевичем.
Издательская группа немного не успела. До выхода в свет фотоальбома Евгений Каширин не дожил трех месяцев. Эта книга, представляющая творчество нашего выдающегося мастера, так и остается пока единственной.
– Димитрий Владленович, в альбоме «Рязань и рязанцы. Эпоха оптимизма» собраны снимки Каширина преимущественно 60-80 годов прошлого века. Если бы Вы задумали издать альбом современного фотоискусства, как бы вы его назвали?
– Трудный вопрос. Может быть, «Эпоха индивидуализма»... Не знаю. Сейчас, по-моему, нет какого-либо единого преобладающего настроения. В каждой группе общества оно свое. Но я должен сказать, что мы часто отказываем людям в бескорыстии, способности объединиться вокруг хорошего дела, не сулящего материальной выгоды. В наши некоммерческие проекты вовлечены рязанские фотохудожники, литераторы, специалисты по книжному дизайну – все, кому небезразлична история и культура родного края. В этом году мы выпустили фотоальбом «Солдаты Победы» и провели одноименную выставку в Рязанском кремле к 9 Мая. В книгу вошли фотографии из архива армейской газеты «Разгромим врага», сделанные на фронтах Великой Отечественной войны. И вот вам всего лишь один пример доброго, заинтересованного отношения к делу, казалось бы, посторонних людей. Когда были уже запущены типографские станки, то мы заметили, что кадры 60-летней давности смотрятся как-то неестественно, глянцево что ли. Вероятно, виной этому были цифровые технологии, с помощью которых мы реставрировали негативы шестидесятилетней давности. И тогда работники Шацкой типографии начали экспериментировать, включились вместе с нами в творческий процесс и постарались вернуть армейским фото утраченный дух времени. В результате печатникам удалось очень искусно подкрасить бумагу, словно состарить ее. Сразу исчез привкус современности, и мы добились того эффекта восприятия, которого хотели.
Весь тираж фотоальбома Евгения Каширина «Рязань и рязанцы» разошелся меньше чем за год и пополнил перечень редких изданий области. Давно назрела необходимость его повторного выпуска. Я рассказал Димитрию Бочарову о том, как мне удалось презентовать альбом директору библиотеки Конгресса США господину Беллингтону в Вашингтоне. Димитрий Владленович заметил, что нередко западные страны относятся к российскому культурному наследию с большим уважением, чем мы сами. И продемонстрировал мне электронные цветные фотографии Рязани, сделанные в 1912 году с негативов, хранящихся в фондах библиотеки американского Конгресса. Их автор – Сергей Прокудин-Горский, пионер цветной фотографии в России, которому император Николай II поручил отснять всевозможные стороны жизни областей Российской империи. Для этого фотографу был выделен специальный железнодорожный вагон, небольшой пароход и моторная лодка. Был Сергей Михайлович и в Рязани, снимал виды города и села Константинова. В годы революции фотоархив создателя «Коллекции достопримечательностей Российской империи» был вывезен во Францию, а потом куплен США. Американцы нашли средства на то, чтобы его оцифровать, и сделали электронные снимки бесплатными для скачивания.
Теперь есть риск утратить многое из архива Евгения Каширина. «Нужно обязательно провести оцифровку его обширнейшего фотоархива и сделать творческое наследие Каширина общим достоянием», – считает Бочаров. Нельзя допустить, чтобы под водой забвения оказался еще один остров памяти. Но осуществить эту важнейшую задачу на одном энтузиазме уже не получится, необходима серьезная государственная поддержка. Здесь силами одной «Культурной инициативы» уже не обойтись.
– Нам часто задают вопрос: «Зачем вам это нужно, и в чем же выгода?» Приходится «успокаивать», что выгода, конечно, есть, только она не материальная. Есть разумные эгоисты, как у Чернышевского, а есть культурные, – улыбается мой собеседник. – Вот это как раз мы. От воплощения собственных некоммерческих проектов мы, участники «Культурной инициативы», получаем огромное удовольствие. Несколько лет назад, например, провели международный джазовый фестиваль на открытом воздухе ко Дню города. Приехали команды из Италии, Хорватии, США. Вход бесплатный. Концерт прошел при полном аншлаге, несмотря на проливной дождь. После концерта к нам подошел мужчина преклонных лет и поблагодарил за концерт словами: «Я пятьдесят лет увлекаюсь джазом и наконец-то дождался того, что в нашем городе он зазвучал для всех».
Согласитесь, такое признание дорогого стоит. Поэтому останавливаться не хочется. Например, есть большое желание сделать выставочную галерею open-air, чтобы горожане, прогуливаясь или, наоборот, спеша по делам, могли постоянно соприкасаться с творчеством современных фотографов, художников, дизайнеров, впуская искусство в собственную ежедневную жизнь. Мне кажется, для творчески одаренных людей в нестоличных городах проблема самореализации стоит очень остро. Им не хватает площадок, чтобы показывать свои работы, спектакли, концерты, а они-то как раз и определяют качество и свободу культурного пространства. И Рязань здесь не исключение. Вот на это и надо направлять усилия. Чем больше удастся насытить культурную среду общественными проектами, тем больше возможностей для личностного роста и развития будет у каждого из нас.