04:01 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1952

Кто, если не мы?

К нам в редакцию часто обращаются рязанцы с просьбой помочь разобраться в непростых ситуациях, связанных с состоянием городского жилого фонда, и тех условиях, в которые попали обитатели многоквартирных домов после проведенной реформы ЖКХ. Как правило, мы, журналисты, становимся последней надеждой горожан, не сумевших преодолеть как законодательные, так и ментальные препятствия на пути к коммунальному благополучию; может быть, после публикации найдется хоть кто-нибудь, кто подскажет, как найти выход из лабиринта не разрешаемых, как правило, годами проблем?

Искренне надеюсь, что упование на силу средств массовой информации не напрасно и нам удается если уж не кардинально изменить положение, то хотя бы лишний раз обратить внимание ответственных чиновников на беды горожан.

Каждый раз погружаясь, выражаясь профессиональной терминологией, «в материал», я ловлю себя на мысли о том, как тяжело нам, собственникам и квартиросъемщикам, вживаться в предложенные Жилищным кодексом рамки бытия. Казалось бы, реформа верная: каждый теперь волен и обязан сам распоряжаться той недвижимостью, которой он владеет. Хочешь купить или продать – пожалуйста! Желаешь сделать в подъезде мраморную лестницу, зеркала развесить или расписать стены под хохлому, применить какие-нибудь ультрасовременные технологии в инженерном обеспечении дома – никто не запрещает. Для обслуживания можно пригласить самых лучших специалистов, а можно и среди жильцов найти умельцев, которые будут следить за исправностью внутридомовых коммуникаций. В общем, свобода действия и волеизъявления, о какой и мечтать-то в былые времена не приходилось. И можно было бы ею воспользоваться в полной мере. Только реальность такова, что для большинства горожан поговорка: «Не до жиру, быть бы живу» – пока самая верная.

Представим себе, что мы сами построили свой многоквартирный дом. Он новый, качественный, без тех огрехов, которыми все еще славятся многие сегодняшние новостройки. В этом случае дары Жилищного кодекса как нельзя кстати: управляй, хозяйствуй, в добрый путь! Но большинству из нас приходится жить в том, что по счастью досталось в наследство или на что хватило средств при покупке. Какие уж здесь коммунальные изыски, хватило бы сил на латание дыр, коими изобилует подавляющее большинство городского жилого фонда. А между тем закон таков, что отныне мы, собственники общего долевого имущества в доме, – единственные, кто несет ответственность за свое жилье. Мы можем только надеяться на помощь, но права требовать ее у нас уже нет.

Вспомнить о том, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, в данном случае будет как нельзя кстати. Однако тому, чтобы последовать этой рекомендации, мешает ряд ментальных привычек. Первая из них – системно привитое отвращение к коллективизму. Когда закон продиктовал нам необходимость совместно выбрать управляющую компанию как новую форму недавних ЖЭУ, сделать это смогли не многие. Большинство проблем жильцов сегодня связано с тем, что они не могут договориться между собой. Самый распространенный пример: прохудилась кровля – страдают владельцы квартир верхних этажей, а те, кому дождь не мешает, отказываются принять участие в ремонте. Первые жалуются во все инстанции и получают единственный ответ: вы теперь «сами с усами», ищите взаимопонимание, так как только при участии всех жильцов дома можно рассчитывать на помощь государства в финансировании. Ведь самостоятельно собрать многомиллионную сумму на капитальный ремонт даже жильцам многоквартирного дома не под силу.

Второй дракон, которого мы никак не можем победить, это убеждение в том, что раз мы платим за содержание жилья, то нас обязаны (правда, мы не всегда понимаем кто) избавить ото всех возможных хлопот о нашем доме. Как в известной рекламе: заплатил – и живи спокойно. Данная формула была бы работоспособной, будь мы в описанных выше идеальных условиях. В реальности дела обстоят несколько иначе. За содержание типового пятиэтажного четырехподъездного жилого дома по существующим сегодня тарифам его обитатели платят в среднем порядка 33 тысяч рублей в месяц. Если трезво оценить возможности данной суммы, с учетом заработных плат уборщиц, сантехников, бухгалтера и т.д., то не сложно понять: особенно-то не размахнешься. В экстренной ситуации, например, при прорыве ветхих коммуникаций, денег на ремонт, как правило, не хватает. Платить больше мы не готовы по объективным причинам, а управляющая компания тоже не может тратить на наш дом больше той суммы, которую мы отдаем.

Положение не безвыходное, но очень непростое. И как бы мы ни сопротивлялись новым условиям бытия, выход один – по-настоящему брать управление домами в свои руки. Объединяться, вникать во все нюансы состояния нашего жилья, следить за тем, чтобы использование коммунальных платежей было по-хозяйски разумным.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 156 (4207) от 25 августа 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Острова памяти
Проект «Культурная инициатива» сохраняет для нас бесценные кадры и обогащает культурное пространство области
Димитрий Соколов
Капитал – для жилья
Подавляющее большинство рязанских семей, распорядившихся средствами материнского капитала (М(С)К), направили его на решение своих жилищных проблем.
Светлана Максимова
Читайте в этом номере: