Документ, вводящий новую статью расходов для любителей заграничных авто, появился в конце июля этого года. Поправки в Закон «Об отходах производства и потребления» стали не только вынужденной мерой борьбы с автохламом, но и дали шанс на выживание российскому автопрому.
Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. С входом в особую торговую зону государство получило финансовое «снисхождение» на импорт различных товаров. Автомобили не стали исключением – в связи со вступлением в ВТО таможенная пошлина на ввоз заграничного авто была снижена с 30 процентов до 25. В течение семи лет «растаможка» еще будет понижаться, пока не достигнет 15-процентного порога. Снижение пошлин на ввоз иномарок и последующее их удешевление могли бы спровоцировать увеличение спроса на заграничный товар. Как следствие, уменьшилась бы покупательская привлекательность продукции отечественных автозаводов. Так называемый «утилизационный сбор» будет компенсировать падение цен на иномарки и, кроме того, будет обеспечивать добросовестную утилизацию заграничного автохлама – уверенность в этом выражают сторонники нововведения.
Четкого механизма по очистке российских дорог от отработавших свой век «железных лошадок» сегодня нет. Существовавшая несколько лет назад государственная программа по утилизации старых автомобилей была довольно привлекательной для россиян – за два года существования ею воспользовались почти 600 тысяч граждан, которые еще и остались в «плюсе» (согласно госпрограмме взамен старых авто участники получали скидку на приобретение новых отечественных автомобилей). Сегодня за утилизацию приобретателям заграничных машин придется платить из своего кармана. И не важно, ввозится готовая иномарка из другого государства или собирается на территории России, приобретателям (юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям) утилизационный сбор придется платить. Согласно постановлению: «утилизационный сбор подлежит уплате за колесные транспортные средства категорий «M» и «N», на которые выдаются паспорта транспортных средств», причем сами паспорта ТС покупателям будут выданы только при условии фактической оплаты.
Средства, полученные за счет утилизационных сборов, будут зачисляться в федеральный бюджет и пойдут на создание системы утилизации.
Министерством промышленности и торговли уже подготовлен документ, определяющий базовые ставки и коэффициенты утилизационного сбора. Он учитывает категорию и вид транспортного средства, а также статус покупателя. Согласно документу минимальный сбор будет установлен для частных лиц. В среднем же ставки разнятся. Так, для легковых автомобилей базовая ставка составляет 20 тысяч рублей; для грузовых, пассажирских и коммерческих автомобилей – 150 тысяч, так же, как и для автобусов. Базовую ставку необходимо умножить на коэффициенты (они учитывают объем двигателя для легковушек, массу для грузовиков и длину для автобусов), и на выходе получим сумму утилизационного сбора. Для некоторых видов транспорта утилизационный сбор может быть очень существенным и превысить миллион рублей. Правда, к таким «дорогостоящим» будут относиться подержанные машины, с момента выпуска которых прошло более трех лет.
Есть в новом законе и исключения: от сбора освобождены автомобили, которые ввозятся беженцами или вынужденными переселенцами в качестве личного имущества, а также автомобили консулов и дипломатов, сотрудников диппредставительств, консульских учреждений и международных организаций.
Без утилизационного сбора остались раритетные авто, срок службы которых превысил 30 лет, а также автомобили, ввозимые из стран – участниц Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.
Утилизационный сбор начнет начисляться с наступлением осени, и в короткий промежуток с момента падения пошлин до введения экосбора граждане стремятся ввезти на территорию государства заграничные авто. Об этом красноречиво говорят многокилометровые очереди иномарок в таможенные терминалы зарубежья.
Подготовила Марина Шерфединова
При подготовке использованы материалы rg.ru и svpressa.ru