01:43 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2308

Польский вопрос

Ровно неделю назад, 7 апреля, глава российского правительства Владимир Путин и глава правительства Польши Дональд Туск впервые участвовали вместе в церемонии поминовения погибших польских и советских граждан в Катыни. Этому поистине историческому моменту предшествовал показ фильма Анджея Вайды «Катынь» на российском телеканале «Культура». Ранее этот фильм не был выпущен на российские экраны.

А 8 апреля ко мне в редакцию пришел довольно пожилой читатель нашей газеты, чтобы задать мне вопрос: «Зачем же так?». Я не сразу поняла, что речь шла о выступлении Владимира Путина в Катыни, в котором он от имени российской стороны признал факт массового расстрела поляков войсками НКВД в 1940 году и ответственность за эту акцию тогдашнего советского руководства. Он не нашел только рационального объяснения причинам происшедшего. Его вряд ли возможно найти.

С уважаемым ветераном у нас состоялся разговор о том же. Он спрашивал, какой смысл был в расстреле польских офицеров? Это действительно трудно понять сейчас, почему в 1940 году на территории СССР было уничтожено в общей сложности 21857 польских заключенных, только в Катынском лесу было расстреляно их больше 4 тысяч. Надо разбираться в предыстории Второй мировой войны, начавшейся в сентябре 1939 года, надо знать историю интернированных польских военнослужащих, часть из которых советские власти отпустили, часть выслали в Сибирь, а часть расстреляли. Надо, наконец, представлять себе масштаб Катынской трагедии. Ведь в этом лесу лежат не только расстрелянные войсками НКВД поляки, но и репрессированные советские граждане (несколько тысяч) и расстрелянные гитлеровцами советские военнопленные.

В Катыни работали в разные годы несколько разных комиссий. В 1943 году захоронения были обнаружены немцами, оккупировавшими Смоленскую область. Приглашенная германским руководством международная комиссия провела экспертизу, но СССР не признал результатов работы этой комиссии. После освобождения Смоленска в Катыни работала советская комиссия во главе с Николаем Бурденко. Она сделала вывод о том, что расстрел поляков был произведен в 1941 году немцами. Эта версия была признана единственно правильной и просуществовала вплоть до 1989 года, когда советско-польская комиссия историков по трудным вопросам была допущена к архивам, связанным с катынскими событиями. В 1990 году СССР признал факт расстрела в 1940 году, возложив ответственность за происшедшее на Берию и Меркулова. Тогда же Главная военная прокуратура начала расследование этого преступления. Дело завершено, польской стороне передана часть архивных документов, связанных с событиями 1940 года. Но Катынь оставалась непреодолимым препятствием в российско-польских отношениях последних десятилетий. Проблема состоит еще и в том, что для поляков катынские события никогда не были государственной тайной. Даже во времена социалистической Польши об этом знали почти в каждой польской семье, но предпочитали не говорить вслух. Когда я два года назад была в Варшавском университете, где состоялась дискуссия о польско-российских отношениях, участники ее говорили о катынской трагедии, как об общеизвестном факте. Проблема еще и в том, что польская сторона долгое время настаивала на признании того, что в 1940 году поляков уничтожали по этническому признаку. А это, как видно из опубликованных уже документов, совсем не так. Л. Берия настаивал на расстреле их, как классово чуждых элементов.

В России эти события стали достоянием общественности только в последние десятилетия. Общественность оказалась к этому не готова. Вот и мой собеседник был удивлен, потрясен и оскорблен в своих лучших патриотических чувствах. Хотя правда, на мой взгляд, не может поколебать и унизить патриотические, гражданские чувства. Скорее наоборот: страна, открывающая своим гражданам правду о собственном прошлом, достойна уважения. С моим собеседником мы расстались по-доброму, убедив друг друга в необходимости во всем дойти до самой сути.

А на следующий день в Смоленской области произошла авиакатастрофа, о которой все мы теперь знаем. Погибли президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария Качиньская. Вместе с главой государства в самолете находились вице-спикеры и депутаты сейма, руководители ряда силовых структур, Института памяти, религиозные деятели и дипломаты. В общем, значительная часть польской политической элиты. Учитывая то обстоятельство, что в 1940 году, как считают поляки, также погибла значительная часть польской элиты (вместе с кадровыми военными – призванные на военную службу инженеры, юристы, ученые, врачи…), напрашивается прямо-таки мистическая связь Катыни с польской историей.

Катастрофа в небе над Катынью еще будет расследована. Российский Президент Дмитрий Медведев заявил, что расследование будет проведено в теснейшем взаимодействии с польской стороной. В Польше объявлен, а затем продлен траур. В России траурным днем был понедельник. Может быть, впервые за многие годы, значительная часть общества переживала трагедию польского народа, как свою, разделила с поляками их горе. В Рязани в день траура Губернатор области возложил цветы к памятнику советско-польскому братству по оружию.

Польский вопрос остается значительным для нашей исторической памяти, наших непростых отношений. Но важна уже решимость обсуждать его в диалоге, прояснить все сложные обстоятельства отношений России с Польшей во все периоды нашей общей истории.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 68 (3619) от 16 апреля 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Ярмарки выходного дня
Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг Рязанской области и региональное министерство сельского хозяйства и продовольствия сообщают, что в ярмарках ...
Всё ближе праздник…
В ходе продолжающегося в Рязани и области 19-го телерадиомарафона под девизом «Низкий поклон вам, ветераны!», посвященного 65-летию Великой Победы, на расчетный счет регионального ...
Анатолий Пономаренко
Читайте в этом номере: