Нужен ли школьникам старших классов репетитор для поступления в вуз? С этим вопросом специалисты фонда «Общественное мнение» обратились к жителям различных регионов России в преддверии нового учебного года.
Прежде всего, исследование показало: 45% опрошенных считают, что российское школьное образование в настоящее время находится на среднем уровне. Оценку «хорошо» ему поставили лишь 13%, а 28% назвали его неудовлетворительным. При этом 11% участников исследования когда-то и сами занимались с репетитором, для того чтобы повысить свои шансы при поступлении в высшее учебное заведение, а 19% оплачивают услуги репетитора в настоящее время. Основная причина, по которой современные родители вынуждены обращаться к педагогам за дополнительными занятиями для своих детей, была сформулирована респондентами так: «чтобы ребенок лучше усвоил школьную программу». И лишь 3% россиян делают это для того, «чтобы ребенок знал изучаемые предметы в большем, нежели дает школа, объеме».
После того как в российскую образовательную систему был введен Единый государственный экзамен, потребность в занятиях с репетитором возросла. Так думают 46% опрошенных. Только 16% полагают, что ЕГЭ не повлиял на спрос услуг репетиторов. Однако 41% мам и пап уверены, что получить высокие баллы по ЕГЭ можно и не прибегая к дополнительным занятиям. В целом отношение россиян к такому явлению, как репетиторство, хорошее. Больше положительного, чем отрицательного в нем видят 57% принявших участие в опросе. Столько же людей считает, что нет ничего предосудительного в том, когда дополнительные занятия за отдельную плату проводят педагоги тех школ, в которых учатся их дети. Но 22% уверены, что заниматься преподавателям репетиторством с учениками своей школы недопустимо, объясняя свою позицию тем, что учителя должны давать знания на уроках, иначе снижается качество преподавания. Успеваемость учащихся – прямой показатель работы учителя, качество преподавания в школах должно быть таким, чтобы потребности в репетиторстве не возникало. Такой точки зрения придерживается почти половина из тех, кто не считает возможным видеть учителя в роли репетитора. Незначительная доля россиян видит в дополнительных занятиях школьных преподавателей со своими учениками признаки коррупции, считает это уловками для дополнительного заработка и даже вымогательством. А 10% опрошенных видят в школьном репетиторстве угрозу необъективной оценке знаний и приравнивают его к покупке отметок.