Об Отечественной войне 1812 года мы знаем в основном по произведениям Василия Жуковского, Дениса Давыдова, братьев Сергея и Федора Глинки, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Льва Толстого, кинофильмам «Кутузов», «Война и мир», «Гусарская баллада», «Эскадрон гусар летучих». Но неплохо бы обратиться и к страницам истории.
Наша страна вновь отмечает День своей воинской славы: 200 лет назад, 26 августа (7 сентября) 1812 года, на Бородинском поле состоялось генеральное сражение между русской и французской армиями, в котором приняли участие с обеих сторон свыше 260 тысяч ратников. Более ста тысяч из них погибло. Особенно жаркими были бои за Багратионовы флеши и батарею Раевского.
Примечательно, что оба главнокомандующих – Михаил Илларионович Кутузов в реляции императору Александру Первому и Наполеон в бюллетене Великой армии – назвали это сражение в числе своих побед. Вот какие слова произнес Бонапарт о Бородинском бое: «Французы в нем показали себя достойными, чтобы одержать победу, а русские стяжали право, чтобы быть непобедимыми».
Больше месяца басурманы хозяйничали в оставленной Москве, но Кутузов сумел сохранить армию: именно доблестная ярость русских войск в Бородинской битве предопределила конечный исход Отечественной войны 1812 года – изгнание захватчиков из России и сокрушительное поражение наполеоновской Франции.
Наши земляки также способствовали всенародной победе: территория нынешней Рязанской области находилась на пути следования воинских команд. Состоятельные люди снабжали их провиантом, обмундированием, оружием, деньгами, предоставляли многочисленные обозы; в военно-временных госпиталях размещались и поправляли здоровье раненые офицеры и солдаты. Среди пожалованных медалями за оказание помощи русской армии были и местные дворяне: Жеребцовы, Ломоносовы, Свищовы, Ушаковы, Чубаровы и другие.
Героем Отечественной войны 1812 года стал помещик села Каргашино (ныне Сасовского района Рязанской области) Николай Иванович Карачинский, юнкер, а затем прапорщик лейб-гвардии Драгунского полка. Нашему земляку было 16–17 лет, когда он сражался под Смоленском, Бородином, Малоярославцем, Красным, участвовал в заграничном походе русской армии. Воинская отвага Николая Карачинского отмечена знаками военного Ордена и Прусского железного креста, орденами святых Анны и Владимира четырех степеней, медалями «В память 1812 года» и «За взятие Парижа».
Стоит добавить, что из рода Карачинских происходил видный государственный и православный деятель начала ХХ века, активный участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., градоначальник Санкт-Петербурга, тамбовский губернатор в 1903-1905 гг., генерал-майор, свиты Его Императорского Величества Владимир Федорович фон дер Лауниц. В числе его наград есть и боевые ордена.
Но если представители высшего сословия удостаивались подобных почестей, то рекруты-крестьяне, проявившие себя в Бородинском и других сражениях, награждались… собственными фамилиями. Так, некоторые из пителинцев стали Бородиными и Можаевыми, а среди них и предок будущего видного писателя Бориса Андреевича Можаева – Максим.
Эти сведения нам известны благодаря краеведческим разысканиям, и упомянутое мной – лишь малая толика героического участия наших земляков в легендарных событиях Отечественной войны 1812 года.
Те имена – как будто
долгий звон
с высокой отдаленной
колокольни:
то гордый перелив –
Барклай де Толли,
то яростный набат –
Багратион.
Те времена –
стославная война.
Отпор врагу –
прочнее нет союза.
Своим полкам
вослед глядит Кутузов
в горячие часы Бородина.
Россия – память
воинских полей.
И навсегда, как и
во время оно,
клубятся бородинские
знамена
над молчаливой
славою твоей.