23:27 МСК
Вторник
18 / 02 / 2025
1962

Учитель, который сможет всё

Не только идти в ногу со временем, но и прогнозировать будущее

Всякий раз перед началом нового учебного года педагогам говорят много добрых, признательных слов. Но еще никогда не было сказано; всё, наше образование достигло всех возможных высот, давайте таким же манером работать дальше. Наоборот, перед школой, а значит и учителями, как правило, ставят новые задачи…

Во всем этом нет противоречия. Жизнь постоянно развивается, движется вперед, создавая все новые и новые проблемы. И учебные заведения не только должны идти в ногу со временем, но и прогнозировать будущее, ведь они растят и образовывают поколения будущего.

В последние двадцать лет педагогам особенно нелегко быть в этой ипостаси. Они – часть нашего общества, которое пока не вполне четко определилось, какое строить будущее и как. Много полемики, например, по поводу того: идти нам в направлении продвинутых стран Запада или придерживаться своего, особого российского пути? Иногда этот «цивилизационный» спор выглядит так: кого должна формировать наша школа – гражданина или потребителя? И здесь всё не так однозначно и просто.

Нынешней весной, наконец, утверждены и приняты образовательные стандарты для старшей школы, цель которых, говоря общими словами, вооружить детей теми знаниями, которые пригодятся им в жизни. У стандартов очень много противников. Они считают, что мы теперь начнем делать из подростков «простых американских людей», обывателей и потребителей. А где простор для духовного парения, этой необходимой платформы воспитания гражданственности? Другие возражают: что же плохого в том, если молодой человек обретет место в жизни сообразно своим задаткам и будет трудиться на благо Родины – разве это не гражданственно?

И так вроде бы правильно, и эдак. А как именно повернется дело, зависит от одного, самого главного в школе человека – учителя.

Профессия эта особенная, подходит для нее далеко не каждый. Сегодня, когда всего-то около пяти процентов выпускников педвузов идут работать в школу, невольно задумываешься: кто они, эти пять? Люди, которые, несмотря на малую доходность учительского труда, жить без него не могут? Наверное, в большинстве своем именно такие. Но есть те, которые просто нигде не устроились и пошли «хотя бы в школу». Какой от них будет прок?

Причина такой ситуации опять же «малая доходность». И российский министр образования Д. Ливанов недавно вновь подчеркнул: статус учителя и его зар­плата по-прежнему остаются проблемой номер один.

В наше время руководство страны, как думается, осознает в полной мере: без денег образование не поднять. На развитие той же рязанской школы средств в этом году выделено, как никогда. И зарплату рязанским учителям с 1 октября текущего года планируется повысить и довести ее до уровня средней региональной оплаты труда по экономике, которая составляет 19 тысяч рублей. Правда, такой уровень достигается порою непомерно высоким уровнем учебной нагрузки. Но все равно можно сказать: лед тронулся… Экономические условия в сочетании с мерами по повышению качества подготовки педагога (планируется, кстати, разработка нового профессионального учительского стандарта) должны повысить, так сказать, качество личности учителя. Хочется, чтобы он не только был напичкан разными новейшими технологиями, но и обрел большую уверенность, самодостаточность. Нынешние учителя все-таки задавлены необходимостью заработать себе «стимулирующую часть», зациклены на результатах ЕГЭ, хороших оценках, хотя «тройка» подростка из трудной семьи бывает столь же ценна, как хороший результат на престижной олимпиаде. Только компетентный, свободный, уверенный в себе учитель может соединить в своем ученике, казалось бы, несоединимое: умение устоять в жизни, практицизм и предприимчивость, но также полет души и любовь к Родине. О последнем всегда особенно радел русский, российский педагог…

Сегодня первое сентября, очень волнительный день. Специалисты рекомендуют пока не особенно нагружать эмоциями школьников. Что касается учителей, то они всё знают сами. Немного отдохнули в каникулы, а теперь, как говорила завуч из «Большой перемены», снова в бой, труба зовет!

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 161 (4212) от 01 сентября 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Горизонты диверсификации
Об этом шла речь на областном семинаре-совещании по возделыванию кукурузы и подсолнечника
Юрий Евстифеев
Читайте в этом номере: