07:03 МСК
Вторник
18 / 02 / 2025
1802

Как слышите, прием!

В реформе государственного управления основное внимание будет уделено системе обратной связи с обществом

В современном обществе многие процессы многократно ускорились, и это потребовало от Правительства создания современных технологий управления государством, налаживания системы обратной связи с гражданами.

Среди предлагаемых мер обозначена и такая, как наделение граждан правом выступать с законодательной инициативой. Сейчас эта процедура довольно трудоемкая и практически невыполнимая, требует привлечения депутатов региональных заксобраний. Что предлагается теперь? Любой желающий на специализированном портале в Интернете сможет выдвинуть свое предложение по усовершенствованию законодательства, и если в его поддержку выскажется не менее 100 тысяч граждан, оно отправится на рассмотрение в правительственную комиссию, а потом поступит в профильное федеральное ведомство для подготовки соответствующего законопроекта. Дальнейшее прохождение инициативы – традиционное: комитеты Госдумы, пленарные заседания и т.д. Концепцию «российской общественной инициативы» премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил в конце августа.

О необходимости расширить возможности граждан в управлении страной говорил Владимир Путин в своей предвыборной статье, посвященной развитию демократии. На это же был направлен один из первых президентских указов.

Подобное веяние – в русле последней мировой практики. Внимание к общественным инициативам стараются проявлять правительства многих развитых стран мира. Различия только в особенностях фильтра для предложений.

В США идея должна собрать 150 сторонников, чтобы ее можно было разместить публично, а потом потребуется еще 25 тысяч привлеченных в течение месяца. В Европе не менее семи граждан из семи разных стран имеют право выдвинуть инициативу. Директорат Еврокомиссии рассмотрит ее, если будет собрано не менее миллиона голосов в поддержку.

В России, как говорилось выше, достаточно ста тысяч подписей в Интернете, и собираются они в течение года. Есть несколько «но». Нельзя будет зайти на портал анонимно, а также выдвинуть инициативу, связанную с политическими вопросами, отставкой чиновников или налогами.

Запуск портала общественной инициативы запланирован на весну 2013 года. А уже этой осенью в тестовом режиме должен начать работу специализированный электронный ресурс для публичного обсуждения законопроектов и нормативных актов. И это далеко не все нововведения в создании механизма обратной связи.

Неделю назад было обнародовано постановление Правительства, сокращающее сроки рассмотрения жалоб россиян с одного месяца до двух недель. Получить ответ на свои претензии в адрес федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих заявитель сможет в течение 15 дней с момента регистрации жалобы.

Какова будет архитектура электронного взаимодействия общества и власти, граждан и чиновников в интервью «Известиям» рассказал помощник Президента РФ, курирующий управление по применению информационных технологий и развитию электронной демократии, Игорь Щеголев. Здесь выделяются три направления. Первое – это оказание услуг в электронном виде через соответствующие сайты органов власти. Задача – избавить граждан от хождения по инстанциям. Второе – предоставление им возможности заявлять о своих проблемах, что называется, он-лайн, идет ли речь о нарушении прав или о бездействии каких-либо служб, о вопросах благоустройства, незаконного строительства и т.д. И, наконец, значимая роль в общении чиновников и граждан отводится социальным сетям. Взаимодействие с помощью новых медиа устраняет барьеры автоматически.

Трудности обратной связи заключаются в том, что потребуется обработка огромных массивов информации, ее обобщение, группировка, вычленение типичных проблем в обращениях. Установка программного робота на канале обратной связи, который всем будет отвечать: «Спасибо, ваше обращение очень важно для нас», испортит всю идею и произведет обратный эффект. На днях стало известно, что Кремль объявил десятки тендеров на научные исследования, связанные с усовершенствованием системы обратной связи с гражданами. Возможно, разработчики возьмут на вооружение опыт коммерческих систем обратной связи, которые, по отзывам некоторых экспертов, продвинулись дальше государственных, так как изначально были ориентированы на удовлетворение запросов клиентов.

точка зрения

Игорь Щеголев,
помощник Президента РФ:

– Во многих странах чиновники идут в соцсети и завоевывают там симпатии, объясняя позицию государства по тем или иным вопросам. У нас это только отчасти работает даже на федеральном уровне, не говоря уже про региональный и тем более про местное самоуправление. Российские государственные и муниципальные служащие должны для начала научиться реагировать на те или иные проблемы, которые активно обсуждаются в Интернете. Привлекать новых сторонников в соцсетях. Они должны уметь доносить до людей свою позицию.

До сих пор у нас этому «в академиях» не учат. А формы могут быть разными, вплоть до курсов дистанционного обучения, вебинаров. А придется ли это делать каждому чиновнику, либо в органах власти будут созданы специальные подразделения, или же функции работы в соцсетях лягут на пресс-службы – на эти вопросы мы будем искать ответы все вместе. И, возможно, универсального решения не существует.

Александр Селиванов,
начальник международного отдела федерального Агентства по делам молодежи, политолог, кандидат педагогических наук:

– Это очень своевременный шаг. Опыт обсуждения законопроектов о полиции, об образовании показал, что интерес общества к законотворчеству очень большой. Давно назрела необходимость введения некой системы, которая помогла бы рядовым гражданам выдвигать свои инициативы. Сразу оговорюсь. К сожалению, многие из тех комментариев, которые оставляли пользователи в отношении упомянутых законов, практически не были учтены в процессе их подготовки. И это очень печально. Общество проявляет живой интерес относительно участия в законотворческих инициативах государства и общественных деятелей, а их предложения в конечном итоге никак не учитываются. Поэтому целесообразно было введение соответствующей должности в структуре Правительства РФ, а именно министра по вопросам Открытого правительства, который ответствен за учет, обработку, инкорпорацию общественных отзывов, комментариев непосредственно в само тело законопроектов. Мы знаем, что эту должность сейчас занимает Михаил Абызов. Появилась надежда, что законопроекты, которые сейчас инициируются, все-таки будут проходить широкое, а главное – результативное, обсуждение уже на платформе Открытого правительства.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 162 (4213) от 04 сентября 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Имени достойны
Возвращение исторического названия Александро-Невскому району – импульс для его дальнейшего развития
Людмила Иванова
Читайте в этом номере: