В этом году около 350 тысяч граждан России поступало в высшие учебные заведения на 351 тысячу бюджетных мест. Обучение каждого студента на бюджетной основе стоит 60 тысяч рублей в год. Пятилетний курс обучения 350 тысяч студентов-бюджетников обойдется стране в 105 миллиардов рублей. А какова будет отдача? Исходя из практики многих последних лет, можно сказать; далеко не все обучившиеся в вузах молодые люди пойдут работать по специальности.
Как сообщила на днях газета «Известия», депутат Государственной Думы Сергей Иванов намерен предложить для решения столь острой проблемы старую-новую меру: распределение студентов по окончании ими вузов.
Судя по материалу, опубликованному в газете, распределение предлагается все же не в той форме, что было в советское время. Тогда определяли место работы всем выпускникам. Сейчас речь идет о молодых людях, которые, будучи абитуриентами, заключили с вузом договор. Согласно документу, выпускник должен будет в течение двух лет отработать в той местности, куда его направит вуз.
Кто пойдет на заключение такого договора? Наверное, в первую очередь – те абитуриенты, которые, исходя из количества набранных после ЕГЭ баллов, не уверены, что попадут в вуз, – чаще всего это ребята из сельской местности, маленьких районных центров, которые далеко не по всем параметрам могут соперничать с городскими выпускниками школ. А учиться-то хочется! И перспектива вернуться с дипломом специалиста домой, в сельскую местность, не особенно пугает – там все родное. Вот на этих ребят и делает, прежде всего, ставку депутат С. Иванов, предлагая принимать «договорников» на внеконкурсной основе.
Могу здесь, прежде всего, сказать: похожее уже имеется под названием «целевой набор». Хорошее средство. Хотя, правда, не всегда оно оправдывается. Молодые уроженцы сельской местности при желании всегда изыщут причину, чтобы не покидать город. Например, девушкам вовсе «не слабо» выйти замуж. Парламентарий на это предлагает: не хотят отрабатывать оговоренный срок, пусть возмещают стоимость обучения. Нужно также предусмотреть и систему штрафов.
Депутатская инициатива еще не рассмотрена в комитете по образованию, но первый заместитель председателя этого комитета «единоросс» Владимир Бурматов относится положительно к тому, чтобы внедрить некоторые элементы системы распределения. Если человек берет деньги в кредит у конкретной компании, он понимает, что в этой компании ему гарантировано трудоустройство, а компания знает, что через несколько лет у нее будет готовый специалист. «Фактически то же самое распределение, но на основе рыночных отношений», – приводит газета слова В. Бурматова.
Наверное, отношение между «договорником» и крепкой хорошей компанией и будет складываться наилучшим образом. А если молодой специалист приедет в слабенький СПК, где механизатор получает мизер да и инженеру платят немногим больше? Если ему надо будет снимать квартиру, а мечты о строительстве собственного дома не более чем «воздушные замки»? Промается кое-как молодой инженер эти два года в хозяйстве, а потом – ищи, как звали.
И в советское время, когда отрабатывали по распределению не два, а три года, тоже часто именно так и случалось. Потому проблема кадров на селе была, по сути, неизбывной. Тогда стали говорить, что молодежь надо не только заманивать (в хорошем смысле, конечно) в глубинку, но и закреплять здесь, создавая для этого соответствующие условия…
И нынешняя инициатива депутатов Госдумы может дать хороший результат только в этом случае. Оптимизм внушает то, что государство сейчас старается помочь молодым специалистам. Например, на недавней встрече Президента В. Путина с главой рязанского региона О. Ковалевым руководителем страны была с пониманием встречена просьба об увеличении федеральной составляющей программы комплексной застройки населенных пунктов, где строят жилье для молодых специалистов. Президент согласился и с предложением О. Ковалева о расширении списка населенных пунктов, где к молодым специалистам можно было бы применить меры социальной поддержки, в том числе в виде финансовой помощи в объеме одного миллиона рублей.