В последние месяцы 1925 года один из самых знаменитых российских поэтов ХХ века Сергей Александрович Есенин плодотворно работал над подготовкой к изданию своего трехтомного собрания стихотворений. Оно и было выпущено Госиздатом, к сожалению, уже после гибели великого лирика.
Но за три с лишним года до своей кончины Сергей Есенин, находясь в заграничной поездке, сделал удачную попытку представить читателям первое собрание стихов и поэм. Оно вышло в Берлине, а также Петрограде и Москве, в издательстве Зиновия Гржебина. Общий тираж однотомника достиг пяти тысяч экземпляров.
В том вошли стихи и поэмы, созданные Есениным с 1914 и до начала 1922 года. Разделы были названы согласно заглавиям ранее выпущенных сборников. Произведения в однотомнике разноплановые: от насыщенных религиозными образами до богоборческих.
В 1922 году в Москве, Петрограде, Берлине вышла в свет драматическая поэма «Пугачев» – самое значительное на тот период произведение С. Есенина. И почти одновременно с собранием стихов, поэм и «Пугачева» вышел в свет еще один сборник произведений великого поэта – «Исповедь хулигана», но уже на французском языке. Это парижское издание было осуществлено переводчиками Марией Милославской и Францем Элленсом. Произведения, включенные в книгу, вошли в берлинский однотомник Есенина. Переведен на французский язык был и «Пугачев». А в Москве, в Госиздате, осенью 1922 года вышло «Избранное» поэта.
Появление всех этих есенинских изданий, без сомнения, говорило о его уже европейском и мировом признании. И только твёрдая позиция поэта во время его заграничного турне в отношении поддержки Советской России («Я люблю родину. Я очень люблю родину») скорее всего и стала препятствием для выдвижения автора столь заметных книг на Нобелевскую премию, представление на которую носило, да и поныне нередко носит, политический характер.
Стоит отметить, что этой престижной награды в 1923-м, 1924-м и 1925 годах были удостоены ирландский поэт и драматург Уильям Батлер Йейтс, польский прозаик Владислав Реймонт, английский писатель Джордж Бернард Шоу. Думаю, что Сергей Есенин вполне мог посоперничать даже и с такими видными и более старшими по возрасту мастерами литературы. И если бы ему был дан «нобелевский шанс», то кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба нашего земляка? Но ни у истории, ни у литературы, увы, нет сослагательного наклонения.