В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения режиссера Андрея Тарковского. Всемирная известность пришла к нему сразу с первым фильмом «Иваново детство», получившим многочисленные награды, в том числе и Золотого льва Венецианского кинофестиваля.
А недавно в поселке Мясной Путятинского района, куда режиссер приезжал в свой дом при первой же возможности, проходил форум кинематографистов «В сторону Тарковского». Сюда приехали студенты и выпускники вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани. Различные семинары, мастер-классы проводили для них режиссеры Али Хамраев, Юлий Файт, кинооператор Юрий Клименко, автор исследования творчества Андрея Тарковского Игорь Евлампиев, композиторы Эдуард Артемьев и Анна Дубрович. В числе лекторов был и Сергей Соловьев – создатель известных кинолент, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа («Асса», «Сто дней после детства», «Три сестры», «Станционный смотритель», «Нежный возраст»). В 2009 году на большой экран вышел его фильм по роману Льва Толстого «Анна Каренина». А сегодня режиссер работает над съемками новой картины «Елизавета и Клодиль». Действие происходит в начале двадцатого века во Франции и в России. По жанру это трагическая комедия о дружбе двух девушек. На подведении итогов форума в Рязанском музыкальном колледже имени братьев Пироговых Сергей Соловьев встретился со зрителями, поделился впечатлениями о проведенных мастер-классах, поездке в дом Тарковского. Замечательного режиссера Сергей Александрович знал еще со студенческих лет.
О человеке, который видел ангелов
– С Андреем Тарковским мы учились во ВГИКе, в мастерской Михаила Ромма. Только Андрей поступил туда на пять или шесть лет раньше меня. Это была удивительная школа! Учениками Михаила Ромма были Василий Шукшин, Григорий Чухрай, Никита Михалков, Андрон Кончаловский и многие другие. Сегодня спустя годы я тоже веду актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе и по традиции руководствуюсь теми же принципами, что и мой учитель.
Приехал я в Рязань со своими учениками потому, что мне было очень интересно посмотреть на то место, которое Тарковский называл «земным раем». Об этом он писал в своих дневниках. Андрей приобрел дом в поселке Мясной в семидесятых годах прошлого века, когда с «райскими местами» в России было очень напряженно. Напротив, «коммуналка» постепенно заменила людям понятие «дом». А слово «дом» имело для Андрея Тарковского огромное значение и смысл. Он относился к «земному раю» без романтического придыхания или богословского оттенка. Он был для него местом, где сходятся лучи всего того, что он любил на земле. А больше всего режиссер любил Россию и прекрасно показал ее колоссальный образ во всех своих кинокартинах. Образ «российского рая», очень сложного, трагического, соединился у него с понятием «дом».
В доме Андрея я был впервые, и мне показалось, что это последний уголок на всем белом свете, где осталось ощущение живого Тарковского. Я бывал во многих памятных местах режиссера, в том числе и на его могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже, где установлен памятник с надписью «Человеку, который видел ангелов». Эта фраза, по сути, выражает некий образ Андрея. Он умел видеть в людях «белое» и «черное», ангельскую сущность и в то же время человеческие пороки. А ведь только так может воплотиться задумка режиссера. Когда я был в доме Тарковского, создалось ощущение, что меня сюда позвал Андрей, а сам он вышел по каким-то делам и вернется через час или полтора. Здесь сохранилось его теплое дыхание, ритм, с которым он жил. Это огромнейшая ценность, и мы должны ее сберечь.
В поселке Мясной невероятно красивая природа, и многое напоминает мне Андрея. Например, я заметил водоем, где особым образом струится вода и волнуется трава… Думаю, где же я это видел? Оказывается в «Зеркале»! И вот это соединение частной картинки и вечного мы обязаны сохранить.
Андрей Тарковский – один из самых успешных коммерческих режиссеров. На протяжении уже 26 лет после его смерти киностудия «Мосфильм» получает за его кинокартины не менее двухсот тысяч долларов ежегодно! А все потому, что Андрей работал именно в понятиях вечного искусства.
О сохранении памяти
– В течение всего года нам необходимо работать над проведением следующего форума, который мы предлагаем назвать «Тарковские чтения для молодых кинематографистов», чтобы в будущем он стал большим культурным событием в мире. К слову, десять лет назад мы решили провести в Ханты-Мансийске международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Представьте себе городок, где жили в бараках и неудобьях 60 тысяч человек. Тогдашний губернатор Александр Филипенко мне говорит: «Поехали со мной, я тебе покажу одну яму…». А была зима, слякоть… Приезжаем на какое-то пустынное место, выходим из машины и оба смотрим с умным видом в большую грязную яму. Я спрашиваю, мол, что это? А он мне отвечает: «Тут будет кинотеатр…». А кинотеатра-то не было! Прошло десять лет. Сейчас Ханты-Мансийск – один из ведущих кинематографических краев России. Курсы по кино читаются в школах, вузах, построен культурно-досуговый центр. Поэтому я надеюсь, что этот наш разговор о сохранении памяти о Тарковском не последний.
Было бы замечательно создать в поселке Мясной заповедную зону и преобразовать дом Андрея Тарковского в музей. Нужно обязательно сделать там небольшой кинозал, чтобы люди приходили и смотрели фильмы этого замечательного режиссера.