Внаш век одноразовой посуды, одноразовых отношений и даже «одноразовых» автомобилей находятся люди, для которых машина не является просто средством передвижения. Они не покупают японские малолитражки, чтобы продать их через год. Они не думают, что новая машина обязательно лучше старой. Они верят, что у машины есть душа.
С первого взгляда поражает размах происходящего – на 8 500 квадратных метрах расположились участники из Великобритании, Германии, Голландии, Италии, России, США, Украины, Чехии, Финляндии, Франции. «Мерседесы» и «хорхи», «виллисы» и «остины», «Понтиаки» и «мазератти», «шевроле» и «Фиаты», «Кадиллаки» и «ягуары» и, разумеется, наши знаменитые «ГАЗы», «победы» и «москвичи». Шагу нельзя ступить, чтобы не столкнуться нос к носу с раритетами, аналоги которых давно ушли в историю.
Кроме автомобилей, на выставке можно было найти превосходную коллекцию раритетных мотоциклов, образцов военной техники и даже… немецкий армейский вездеход «Horch 901» (1938) с полным боекомплектом и амуницией. В этом году поклонникам сделали отдельный сюрприз – в честь 65-летия Победы отдельной экспозицией на выставке была представлена авто- и мототехника времен Великой Отечественной войны. Пока поклонники старины с радостью толклись на местном «блошином рынке», где можно было найти все – от винтажной шляпки до старинной подковы или пожелтевших фотографий – другие посетители смогли изучить всю представленную в этот раз коллекцию ретро-автомобилей.
Десятки уникальных экспонатов заполнили огромный зал. Они побеждали в конкурсах элегантности и сложнейших гонках, были покорителями сердец и недоступной мечтой целых поколений, переживали годы забвения и меняли своих владельцев. Сейчас они вновь стали знаменитыми – на этот раз в мире ценителей старины.
На вопрос о том, как появилась идея создать подобную выставку, Илья Сорокин отвечает, что всегда увлекался предметами старины: автомобилями, и не только, и, посещая выставки раритетных автомобилей за рубежом, решил сделать подобное в России.
Следует заметить, что уровень экспонатов, которые представляет «Олдтаймер-галерея» ни в чем не уступает экспонатам зарубежных выставок, разве что количеством. Поэтому одна из целей, которую ставит перед галереей Илья Сорокин, со временем увеличить количество экспонентов примерно на порядок. С 2002 года выставки регулярно проходят дважды вф год. Ни одна из них не похожа на другую: каждый раз появляется новая концепция выставки, меняются экспонаты.
Все автомобили, выставленные «Олдтаймер-галереей», на ходу. Это не то, чтобы обязательное условие – это дело чести участников. Вопрос о состоянии авто, задаваемый посетителями, звучит для них как оскорбление. Живая история, как живые люди, – с ней хочется общаться и узнавать о ней все больше и больше. Надо только решиться подарить ей хотя бы один выходной в году.
Cамыми яркими звездами XV «Олдтаймер-галереи» стали четыре машины, о которых Авто-«РВ» рассказал сам Илья Сорокин.
Рекордный автомобиль ГЛ-1 (1940). Этот автомобиль, кстати, можно видеть на всех афишах этой выставки. Это яркий, красивый, очень футуристично сделанный гоночный автомобиль. ГАЗ на базе «эмки», был построен специально для побития всесоюзного рекорда скорости. И этот рекорд был побит. 161,9 км/час – такая была развита скорость на этом автомобиле. В 1940 году, перед войной, это был самый быстрый довоенный автомобиль Советского Союза. За его рулем сидел Валерий Павлович Чкалов, который, будучи судьей соревнований, не смог удержаться и по Киеву (соревнования проходили там) прокатился за рулем этого скоростного автомобиля. К сожалению, сам автомобиль не сохранился, сохранились лишь фотографии. И по этим фотографиям в 70-е годы был сделан знаменитый рисунок Александра Захарова, что был опубликован в журнале «За рулем». Автомобиль был сделан всего один – для рекорда. Рекорд поставили, а дальше… Понимаете, как у нас технику хранили раньше…
Правительственный лимузин ЗИЛ-111Г (1963). «Григорий» – как звали его в гараже особого назначения (ГОН). Этот автомобиль сам по себе редкий, таких было выпущено немного. Он возил Леонида Ильича Брежнева. И утром 22 января 1969 года, встретив в аэропорту космонавтов, генсек ехал с ними в Кремль и по какой-то случайности уступил им свою машину. То есть в машине поехали космонавты Леонов, Береговой, Николаев, Терешкова. За рулем сидел водитель гаража особого назначения Илья Жарков. Брежнев ехал на другом автомобиле. Когда машина въезжала в Кремль через Боровицкие ворота, его расстрелял террорист. Из двух рук, из двух пистолетов. 16 пулевых отверстий насчитали в этом автомобиле, был убит водитель, ранен один из космонавтов. И все могло бы закончиться совсем печально, если бы не совершил подвиг один из мотоциклистов сопровождения. Он направил свой мотоцикл прямо на стрелявшего, получил тоже несколько ранений, но остался жив. Он сбил террориста, дальше его, понятно, скрутили… И вот этот самый автомобиль никогда не демонстрировался – он в таком месте хранился, куда нельзя было прийти и посмотреть – нет у нас пока музея гаража особого назначения. Этот автомобиль широкой публике показан впервые. Он идеально восстановлен, педантично отреставрирован – так, как надо. За исключением одной детали – пулевые отверстия оставлены, потому что в этом как раз и заключается, наверное, эксклюзивность автомобиля. На открытии его увидят космонавты, те люди, которые сопровождали автомобиль, в том числе человек, совершивший подвиг – мотоциклист сопровождения. Они здесь встретятся друг с другом через несколько десятилетий.
Купе Studebaker Golden Hawk (1957), «Золотой ястреб» вышел в 1956 – 1958 гг. лимитированной серией в 878 экземпляров. Уже в момент своего появления он стал «суперкаром». Когда в 1956г. американский журнал «Speed Age» проводил сравнительное тестирование этого автомобиля с самыми известными спортивными машинами тех лет («Chrysler 300B», «Ford Thunderbird» и «Chevrolet Corvette»), оказалось, что «Golden Hawk» превосходит их и по комфорту, и по скорости, и по динамике. На выставке представлен один из самых лучших по сохранности экземпляров «Studebaker Golden Hawk» в мире.
Армейский вездеход Horch 901 (1938). Взглянув на этот автомобиль, понимаешь еще одну причину, почему Германия проиграла Вторую мировую войну. Это изделие германской промышленности отличалось такой сложностью конструкции и высокой технологичностью, что оказалось абсолютно неприспособленным для климатических и дорожных условий Восточного фронта. «Гениальная простота» обошла стороной «Horch 901»: сложные независимые подвески и трансмиссия, чувствительный к топливу и смазке двигатель – все это сыграло роковую роль в условиях войны. Зато сейчас такой автомобиль – мечта любого коллекционера военной техники.