08:38 МСК
Вторник
30 / 11 / 2021
3715

Музы Серебряного века

Серебряным веком, по сложившейся в русской критике традиции, именуют искусство, и прежде всего литературу России рубежа XIX – XX веков или начала XX века. Как всем известно, определение – «серебряный век» – не несет никакой оценочной характеристики или налета поэтизации, литература этого периода всего лишь противопоставляется «золотому веку» Пушкина и его современников. То есть, «классической» литературе. А вот с мнением, что «серебряный», в противовес «золотому», свидетельствует о принижении качества искусства и литературы, о его регрессе, можно поспорить. Оно было другим, ни на что ранее существовавшее не похожим, ломким, изнеженным и, как все нежное, болезненным. Но какой потрясающей красоты создавались стихи! Какие авторы явились публике! Достаточно сказать, что Серебряный век – эпоха Александра Блока, Бога (иначе его и не называли) российской литературы того времени. Это был момент символов, тайны, литературных мистификаций и невероятного изящества. «Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время», – писал об этом явлении русский философ Николай Бердяев.

А еще в эту эпоху вновь появились Музы. И «обязанность» у них была практически та же, что и у их древнегреческих предшественниц. Они вдохновляли. «Женщины Серебряного века любили творить легенду из своей жизни и свою жизнь из легенд. Они обладали редкой внешней и внутренней гибкостью, граничащей чуть ли не с изломанностью. Жизнь большинства из них была своего рода произведением искусства. Каждая создавала свой особенный образ, который мы сегодня можем только приблизительно реконструировать, опираясь на немногие, чудом сохранившиеся фотографии и противоречивые воспоминания их самих и их современников. Все, что осталось от многих из них, – это гениальные стихи, им посвященные». Так написано в аннотации к книге Александра Корина «Женщины Серебряного века».

В книге много фотографий, репродукций портретов и автопортретов, много цитат из воспоминаний «их современников», обилие стихотворных посвящений. И когда все это рассматриваешь и читаешь, создается впечатление, что в то время рождались исключительно красавицы. С их статью, осанкой, грацией сравнивать современных дам, пусть и самого «высокого полета» и ранга, как-то неловко. Вместе с ними исчез врожденный аристократизм, а еще то, что называли не слишком эстетично, зато верно – «порода».

Ты в Россию пришла

ниоткуда,

О мое белокурое чудо,

Коломбина десятых годов!

Что глядишь ты так смутно

и зорко,

Петербургская кукла, актерка,

Ты – одна из моих двойников.

К прочим титулам надо и этот

Приписать. О подруга поэтов,

Я наследница славы твоей…

Такие строки посвятила Анна Ахматова Ольге Глебовой-Судейкиной. Отличительная особенность той российской действительности: «серебряные» дамы заставляли восхищаться своей красотой и талантами не только лиц противоположного пола. В других литературах аналогичного периода такое редко встретишь. «Дивные золотые волосы, как у Мелисанды или как у «Девушки с волосами как золотое руно» Дебюсси, громадные серо-зеленые глаза, искрящиеся, как опалы…» Если это описание одного из мужей Ольги Афанасьевны выглядит излишне художественным, а, значит, преувеличенным, то это только на первый взгляд. Обрисовка ее, как сейчас принято говорить, «внешних данных», требовало именно метафор, сравнений, гипербол… Дамы Серебряного века были слишком яркими, их портретные характеристики не выразить набором точных определений – «волосы светлые, рост высокий, глаза крупные» и т.д.

Книга Александра Корина рассказывает только о восьми представительницах той экзотической эпохи. Среди них Варвара Бубнова (кстати, доводится тетей Йоко Оно, вдове Джона Леннона), Паллада Богданова-Бельская, Саломея Андроникова, Ольга Арбенина, Татьяна Яковлева. А еще – Мандельштам, Кузьмин, Горький, Георгий Иванов, Маяковский… Прямые поклонники этих роскошных дам и просто те, кто с ними пересекался на своем пути и не смог избежать соблазна оставить хоть строчку воспоминаний.

Надо отдать должное автору, при всем множестве цитат и имен, нет ощущения перенасыщенности, новеллы читаются на одном дыхании. Корин избрал самый выигрышный способ изложения фактов свободным, почти разговорным языком, с большой долей иронии и мягкого юмора. Наверное, если постараться, можно найти в текстах изъяны, но мне этого делать не хотелось, я просто наслаждалась чтением.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 68 (3619) от 16 апреля 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Колеса истории
Недавно на попутных ветрах «Авто-«РВ» занесло в столичный выставочный центр «Крокус Экспо» на XV «Олдтаймер-галерею Ильи Сорокина» – самую крупную выставку технического антиквариата ...
Александр Джафаров
Литература в Интернете
В прошлом выпуске мы представили несколько крупных ресурсов русскоязычного Интернета, среди которых – порталы Стихи.ру и Проза.ру. Тем самым была затронута совершенно особая тема, ...
Читайте в этом номере: