–Татьяна Николаевна, говорят, что в период войны погребение погибших и умерших осуществлялось по упрощенной схеме. Получалась практически братская могила. Скажите, все ли имена похороненных на мемориале воинов удалось выяснить?
– Думаю, что не все. Некоторые имена появились уже после опубликования в Книге памяти. Если посмотреть списки тех, кто известен, то в основном это были молодые мужчины 20–30 лет. На мемориальном комплексе, который занимает 13,3 гектара, слева от скульптуры Склоненного Знамени покоятся свыше 1400 участников войны, погибших от ранений в госпиталях города в период 1941-1945 годов, и снятые с санитарных поездов. Память их увековечена надгробными поименными плитами, ремонт которых будет завершен к 1 мая. Здесь же на мемориале у нас есть аллея эвакуированных в Рязань и погибших ленинградцев-блокадников. Их имена выбиты на четырех плитах.
– В непосредственной близости от мемориала расположено Скорбященское кладбище, на котором также есть захоронения ветеранов Великой Отечественной войны. Где-то уже утрачены таблички. Будут ли такие могилы приведены в порядок?
– Мы выявили пока 10 таких захоронений. Сейчас на них убирают мусор, красят ограды, поправляют надгробья.
– Помимо мемориального комплекса, в Рязани 16 кладбищ, на которых также есть могилы участников и ветеранов войны. Этим захоронениям будет уделено внимание?
– Практически все воинские захоронения ухожены, за редким исключением. Может быть, родственники живут в другом городе или состояние здоровья уже не позволяет приехать на кладбище. Если взять общую статистику, то на Новогражданском кладбище есть воинская аллея (9 кварталов захоронений ветеранов и участников Великой Отечественной войны), есть квартал захоронений участников войны и на Воскресенском кладбище, в Недостоеве, в Мервине, в Борках, в Канищеве, в Дягилеве. Так, в Солотче 50 погребений участников войны, и только 2 могилы неухоженные – их приводим в порядок. Помимо этого, у нас есть обращения граждан, которые по состоянию здоровья не могут покрасить ограду или убрать могилу воевавших в годы войны отца, брата, деда. Мы идем навстречу и выполняем эту работу.
– А если у кого-то возникнет такая проблема, куда могут обратиться рязанцы?
– Они могут обратиться к нам или к коменданту кладбища. Мы не ставим памятники, не меняем оградку, но проводим уборку могилы, очищаем ее от опавшей листвы, веток, мусора. Можем поправить надгробье.
Сейчас работа, как я уже сказала, проводится на всех кладбищах. Вывозится огромный объем мусора. Работники «Ритуала» прекрасно понимают ответственность. Работы будут выполнены в срок.