На днях на правописание фамилий с буквой «Ё» обратил внимание министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Как сообщают информационные агентства, к главе ведомства обратился гражданин Александр Шевелев с просьбой урегулировать проблему. Ливанов ответил, что ее «стопроцентно надо решать», ведь она затрагивает миллионы россиян. «Я обязательно дам поручения коллегам, – заверил министр. – Если нужно изменение в закон о государственном языке, надо готовить. Права человека, независимо от той или иной формы написания фамилии, должны быть зафиксированы в законе».
Заявление министра вызвало неоднозначные реакции в обществе. Для ярых защитников буквы «Ё», так называемых ё-фикаторов, ратующих за ее повсеместное использование, новость, конечно, радостная. Лингвисты осторожничают: как бы законодатели не перегнули палку, в приказном порядке распространив употребление «Ё» на все тексты, появляющиеся в стране, в том числе на школьные сочинения, ЕГЭ и т. д. Но в то же время многие из них согласны с тем, что специальный закон поможет избежать юридических казусов. Большинство же граждан – пользователей всемирной сети – воспринимают предложение министра с недоумением и возмущением, обвиняя его в уходе от более насущных проблем системы образования, замене острых тем околофилологическими дискуссиями. Упреки выглядят тем более обоснованными, если связать эту неожиданную инициативу с выговором, который в это же время объявил министру образования через премьера Президент Владимир Путин. А если представить, сколько бюджетных средств потребуется на замену личных документов граждан, вполне можно заподозрить и корыстный интерес. Да и не Минобразования это дело – заниматься языковыми реформами…
Однако речь идет вовсе не о языковой, а об административной поправке. Какими бы ни были мотивы министра и наши личные отношения с буквой «Ё», нельзя не признать, что обозначенная проблема действительно существует. По приблизительным оценкам, сделанным «Российской газетой», «опасную» букву в паспортах имеют три процента граждан страны. При оформлении самых разных документов она может стать серьезным барьером. Так, в Калининградской области буква «Ё» помешала семье Снегиревых в получении материнского капитала: в фамилии ребенка оказались две точки над буквой, которых не было в паспорте матери. Из-за буквы «Ё» лишилась гражданства жительница Перми Татьяна Тетеркина. А вот недавний рязанский пример: разночтения в фамилиях с «Ё» были обнаружены областной избирательной комиссией в листах поддержки, сданных одним из кандидатов на пост губернатора. Правда, на этот раз две точки не стали непреодолимым препятствием: несоответствия в документах было разрешено исправить.
Все приведенные случаи можно считать следствием небрежности чиновников, оформлявших бумаги. Однако надо помнить и о том, что точных указаний не дают и правила русского правописания: в соответствии с ними «Ё» ставится в именах собственных, как и в других словах, только в тех случаях, когда она необходима для правильного прочтения. Так и оказываются без двух точек над «Ё» Соловьевы, Царевы, Королевы… Но очевидно, что тотальная «ёфикация» может привести к еще большей путанице, да и вряд ли она нужна. А вот специальные указания чиновникам относительно редкой буквы, думается, были бы не лишними.
Тем более, что, как показывает жизнь, бюрократические препоны возникают тогда, когда человеку требуется что-то получить от госконтор. В обратной же ситуации чиновники, как правило, действуют быстро и без волокиты. Сложно представить, что уточнять точки над «Ё» потребуют от гражданина правоохранительные органы перед его арестом.