…Дня за три до первого сентября я встретилась на улице со своей учительницей литературы. Я никуда не торопилась (просто в это время была в отпуске), она тоже была свободной, поэтому мы смогли спокойно пообщаться. В беседе вспомнили школу, наши уроки. Нет нужды пересказывать весь разговор, скажу о том, что в итоге оказалось главным для нас. Стало понятно, насколько важно учителю знать, что и как сложилось у его учеников, уже взрослых людей. И не в житейском любопытстве дело. А в том, что в школе на уроках учитель не столько передает знания ученикам, сколько влияет на формирование их характеров, закладывает вместе с родителями основы будущих поступков, поведения, а значит – достижений и неудач учеников во взрослой жизни, той, которую учителя часто уже не видят и о которой не знают. Ведь главные результаты общения учителя и учеников – не оценки в аттестатах и даже не пресловутый ЕГЭ, сколько бы ни реформировали образование на всех – от дошкольного до вузовского – уровнях и сколько бы ни утверждали важность образовательных услуг. Учителю, если он профессионал, важнее всего знать, каким стал его ученик в жизни, чего добился и к чему стремится.
Учителя могут и должны получать за свой труд как минимум среднюю по региону зарплату по экономике. К слову, со вчерашнего дня это правило действует и в нашей области. Учителя должны работать в новых, отвечающих самым современным требованиям кабинетах и школах – многое для этого сделано в рамках приоритетного нацпроекта «Образование». Наконец, учителя вправе рассчитывать на возвращение должного уважения к себе в обществе. Этого им, думается, более всего недостает сегодня.
Год назад, в преддверии Дня учителя, один из исследовательских центров спросил у наших граждан, престижно ли сегодня работать в школе и каким должен быть идеальный учитель. 64 процента опрошенных профессию учителя престижной не считают по причине низкой зарплаты и неуважения со стороны учеников. При этом каждый третий опрошенный называет главным качеством учителя терпение, и даже «колоссальное терпение». Профессионализм и превосходное знание предмета – главные качества идеального учителя еще для 30% респондентов. И только 18% опрошенных назвали главными качествами любовь к детям и доброту. Интересно, что 11% респондентов относят к главным выдержку и стрессоустойчивость. В общем, педагогам есть к чему стремиться, делают вывод авторы исследования. Они, конечно, правы. Но не менее важно и другое.
Отношение учеников к учителям складывается не только на уроках, но и дома, с учетом того, что говорят о школе и учителях между собой родители, бабушки и дедушки в присутствии детей и без них. В большинстве случаев это совокупное мнение взрослых, хотят они этого или нет, ребенок и «транслирует» в школе педагогам. Я далека от того, чтобы идеализировать сегодняшнюю школу и учителей, в ней работающих. Но уверена: и уважения, и благодарности учителя заслуживают не только в День учителя, но и в будни, такие непростые для всех и такие быстротечные. Есть такие строки у Вероники Тушновой: «Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника». Позволю себе внести совсем маленькую правку в ее текст: «Если б не было Учителя…»