Соратники Шерлока Холмса
1 марта 1919 года была образована криминалистическая служба МВД России. Первым судебно-экспертным учреждением в органах внутренних дел царской России можно считать Медицинский Совет при Медицинском департаменте Министерства внутренних дел, который был учрежден 31 декабря 1803 года.
Первые эксперты, а ими были приглашаемые по конкретным уголовным делам специалисты, проводили небольшое количество экспертиз, в основном по исследованию различных веществ и документов. Со временем расширялись виды исследований, возникала потребность в применении научно-технических средств. В конце 20-х годов ХХ века в органах милиции стали создаваться научно-технические подразделения (кабинеты экспертизы, научно-технические части, научно-технические подразделения). Большую роль в этом сыграли созданные на основании постановления СНК РСФСР от 28 июня 1927 года Курсы экспертов-криминалистов при ОУР НКВД.
Изменялась организационная структура экспертных подразделений: возникнув в составе уголовного розыска, они были преобразованы в научно-техническую службу милиции, а с 1964 года по 1981 год находились в составе оперативно-технической службы органов внутренних дел. В настоящий момент по всей России развернута сеть областных и районных экспертно-криминалистических центров, которые и осуществляют все необходимые для органов следствия функции по обработке улик и вещественных доказательств.
Основная роль
Криминалистика – такая наука, в которой без точных приборов никуда. Современная техника предусмотрена для любой экспертизы. Есть у сотрудников ЭКЦ своя «фишка» – база данных портретов. По ней можно отыскать правонарушителя по соответствующему фотороботу, который составить правильно может только эксперт-криминалист.
Старший эксперт экспертно-криминалистического центра УВД области Сергей Заволокин рассказывает о своей работе очень много интересного. Только за прошлый год он подержал в руках более миллиона долларов. Фальшивых, конечно…Однако, по его словам, доллары сейчас подделывают мало, их себестоимость слишком высока, а оборот слишком мал для успешного сбыта.
– Люди привыкли настороженно относиться к долларам. Их рассматривают, пытаются найти специальные знаки, подтверждающие подлинность. Гораздо проще сбыть тысячерублевую купюру в каком-нибудь «чепке» ночью, чем пытаться обойти людскую внимательность даже самой совершенной подделкой, – рассказывает эксперт.
Всего в арсенале криминалистов пятнадцать видов экспертиз, наиболее известны среди них семь – баллистическая, дактилоскопическая, химическая, графологическая, криминалистическая и фоноскопическая. Отдельно стоит блок специальных экспертиз. Стоит отметить, что в каждом подразделении развивается обычно свой вид экспертиз (в зависимости от того, насколько хватает специалистов и финансовых средств). В рязанском подразделении преобладают автотехническая, биологическая, физико-химическая, фоноскопическая, экономическая и бухгалтерская экспертизы. Больше всего времени уходит на создание портретов. Иногда это время может растянуться до пятнадцати часов. Прежде всего это зависит от зрительной памяти человека, который участвует в его составлении. Как правило, это потерпевший или свидетель. Все зависит от того, насколько хорошо он может выразить тот образ, который у него сформировался в памяти, и каково его психологическое состояние в данный момент.
Со всем этим многообразием объективных доказательств, которыми до сих пор признаются следствием вещественные улики преступления, и приходится работать криминалистам.
– На мой взгляд, роль криминалиста – одна их ключевых в раскрытии преступления. Некоторые преступления раскрываются только благодаря работе эксперта, – говорит Сергей Заволокин.
Объективные доказательства
С виду небольшой кусочек свинца для экспертов-криминалистов – железное доказательство. Каждое оружие оставляет на пуле свой след. В рязанском ЭКЦ существует специальная коллекция оружия, в которой собраны уникальные образцы пистолетов, автоматов и ножей.
Как рассказал начальник отдела криминалистического учета подполковник милиции Олег Галицин, эту коллекцию собирали не один год.
– Прежде всего, мы храним образцы оружия для того, чтобы проводить судебно-баллистические экспертизы. Мы исследуем поступающие к нам образцы, – поясняет он.
Когда в ЭКЦ УВД области попадает образец пули, эксперты сравнивают отпечатки, которые на нем остались, с теми, что есть в коллекции. Таким образом определяется марка оружия.
Чтобы меня удивить, эксперты открывают передо мной огромные железные шкафы и…о, да, мечта любого мальчишки – горы разномастного оружия. Здесь и израильский УЗИ, и старый наган, и даже оружие американских ковбоев – кольт. Глаза разбегаются, но это все изыски. Большинство коллекции – классические «киллерские» ТТ с глушителем и без, на счету которых в девяностых оказалась не одна жизнь.
На каждом экземпляре свой номер (в свое время и они были вещьдоками, по которым расследовались уголовные дела разных лет). Правда, иногда оружие попадает сюда и другим путем – из частных коллекций, с чердаков старых сельских домов, тайников, устроенных в подвалах старых городских домов. Так, например, сюда попал один старый американский кольт. По словам экспертов, его случайно нашли в тайнике, обустроенном в стене одного из старых домов Рязани. Новые владельцы решили не шутить с законом и сдали его в милицию, пополнив и без того огромную коллекцию ЭКЦ.
Оружие, уголовные дела с участием которого еще не закрыты, эксперты предпочитают не показывать. Оно находится в опечатанных сейфах и скрыто до поры до времени от глаз. Его по праву считают одним из основных доказательств на любом процессе: отпечатки пальцев, номер, даже баллистические характеристики – все это всегда высоко ценится у следствия.
Современные средства
Капельки крови, волосы и даже слюна, оставленная на окурке, – все это может рассказать о преступнике гораздо больше, чем мы себе представляем. В ЭКЦ УВД области есть специальные экспертные лаборатории, позволяющие быстро раскрывать наиболее шокирующие преступления, – педофилию, изнасилования, серийные убийства.
Зачастую такие преступники – умелые конспираторы, не оставляющие никаких следов. Вернее, почти никаких. Злодей может стереть со всех предметов, к которым прикасался, отпечатки пальцев, даже посыпать какой-нибудь остро пахнущей гадостью подошвы обуви, чтобы отпугнуть служебную собаку. Но все равно могут остаться невидимые глазу капельки слюны, пота или крови, частичка кожи, волосинка. И этого окажется достаточно, чтобы доказать: человек был на месте преступления.
В рязанском центре созданы автоматизированные лаборатории ДНК-анализа, которые превращают в улики даже микрочастицы биологического происхождения. Появилась возможность быстро сделать экспертизу по изъятым с мест происшествий невидимым деталям.
С использованием баз данных геномной регистрации установлены личности многих опасных преступников. Как правило, наиболее ценными результаты таких исследований оказываются для раскрытия изнасилований. Ведь все результаты исследований с мест преступлений заносят в специальную базу данных геномной регистрации человека. И нередко случается так, что это генно-электронное досье четко «называет» фамилию преступника.
Сейчас в России всех маньяков, педофилов и серийных убийц занесли в милицейскую картотеку. В органах внутренних дел завершается создание Единой информационно-телекоммуникационной системы. Инициатор этого проекта – министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Такой гигантский банк данных позволяет раскрывать преступления по горячим следам. Рязань еще в прошлом году была выбрана в качестве пилотного региона для реализации этого проекта.
Кроме того, помимо геномной регистрации, используется автоматизированная дактилоскопическая информационная система «Папилон». Дактилоскопия сейчас у всех на слуху. Умная система «Папилон» – одна из самых популярных в экспертных кругах. В ее базе отпечатки пальцев тысяч людей Рязанщины. В общероссийской – миллионы. Сейчас ее суммарный массив содержит почти 80 миллионов дактилокарт и следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений. Вообще дактилоскопирование проводится по четырем направлениям: уголовное, добровольное, миграционное и обязательное – для государственных служащих. Так, в прошлом году в области выявлено более тысячи человек, которые пользовались фальшивыми документами, удостоверяющими личность. Проверка с помощью «Папилона» позволила раскрыть несколько тысяч убийств, грабежей, разбойных нападений и краж. Благодаря такому банку данных удалось установить личности нескольких неопознанных трупов.
От внимательного взгляда криминалиста скрыть что-либо сложно. Набор инструментов у криминалистов разный, а вот личные качества схожи – точность, находчивость, внимательность. Каждый день они выполняют десятки разнообразных экспертиз, от которых зависит исход того или иного дела. И каждый день у них нет права на ошибку.