Поскольку я не являюсь специалистом в области кадрового менеджмента, да и, честно говоря, не отслеживанию информацию о новых направлениях высшего образования, видимо, к разочарованию обратившихся за консультацией, всегда отвечаю одно и то же: главное, выбрать ремесло по душе, а не преследовать цель найти «теплое местечко» сначала в вузе, а потом и в работе. Ведь всем известно, что в профессии, да и в жизни, в итоге счастлив тот, кто занимается любимым делом.
Правда, последнее исследование общественного мнения, проведенное специалистами ВЦИОМ, показывает, что мое убеждение не соответствует, как принято сегодня говорить, общему тренду. На вопрос о том, кем родители хотели бы видеть своих детей в будущем, подавляющее большинство опрошенных россиян ответило: юристами, экономистами или финансистами, а также предпринимателями. Причем, надо заметить, что именно эти специальности держат пальму первенства уже не первый год. Но определяющим в данном исследовании, на мой взгляд, стали ответы на вопрос «почему?». Все просто: именно эти профессии считаются сегодня наиболее престижными и высокооплачиваемыми.
Конечно, «мода» на тот или иной род деятельности была всегда. Один из самых ярких примеров – поколение шестидесятников, ядерщиков-физиков. Как свидетельствуют представители старшего поколения, чуть ли не каждый мальчишка тогда мечтал о поприще ученого. Но что направляло «юношей пылких со взором горящим» в эту сферу?
Да, и престиж тоже, но измерялся он не столько размером оплаты труда, сколько возможностью быть причастным к великим открытиям, стремлением сказать свое слово в науке, быть на переднем крае прогресса. Честолюбивые, максималистские устремления, так свойственные молодости. Они мне ближе и понятней, чем прагматичное желание обычной сытой и комфортной жизни. Но я не в коей мере не осуждаю выбор современников, тем более что на вопросы исследователей отвечали родители, а не будущие студенты. Не исключено, что мнение их детей прямо противоположное.
А надо ли нам, взрослым и умудренным, вмешиваться со своими назиданиями в этот не простой для каждого человека процесс определения профессионального пути? Разве мало вокруг примеров, когда дипломированные юристы и экономисты, помучавшись от нереализованности на должностях продавцов-консультантов, в итоге находят себя совсем в других, зачастую прямо противоположных, выбранных с чьей-то разумной подсказки сферах? Ведь и жизненный опыт свидетельствует, что пресловутого материального благополучия достигают именно мастера своего дела, и не важно, входит ли их профессия в список престижных или нет. Талантливый портной, парикмахер или печник сегодня точно может посоревноваться в уровне дохода с посредственным юристом.
Наверное, мне просто повезло, но вопрос о выборе профессии никогда не был для меня сложным. Случайно или по воле судьбы еще в начальной школе я решила, что буду журналистом. Так оно и случилось, о чем я ни разу не пожалела – несмотря на то, что из 26 предложенных участникам соцопроса специальностей, в числе которых была и журналистика, ни один человек не выбрал ее как престижную или высокооплачиваемую.