С 18 по 24 октября в областном театре драмы состоятся гастроли Государственного русского драматического театра Удмуртии. Коллектив привозит семь спектаклей и практически всю труппу. Накануне гастролей мы беседуем с главным режиссером театра Виктором Прокоповым.
– Виктор Леонидович, ижевский театр впервые приезжает в Рязань?
– За последние десятилетия – впервые. В свое время театр очень много ездил на гастроли, объехал все крупные города бывшего Советского Союза, побывал в Москве, Омске, Кемерове, Харькове, Пскове, Перми, Новгороде… Но в последние годы, как и многие другие театры, показывал спектакли только в своем регионе. И нам очень приятно, что возобновление полноценной гастрольной деятельности начинается в таком прекрасном русском городе, как Рязань.
– Театр в Ижевске существует уже давно?
– Да, этот сезон будет 78-м. Театр открылся в 1935 году. У его истоков стояли московские и питерские мастера – режиссеры, художники, актеры. В репертуаре всегда было много русской и зарубежной классики, театр неоднократно становился лауреатом различных фестивалей. В прошлом году произошло значительное для нас событие – театр переехал в реконструированное здание Дворца культуры «Ижмаш» – очень красивое, торжественное и оборудованное по последнему слову техники.
– Какие спектакли увидят рязанские зрители?
– Мы привезли семь спектаклей очень разных по драматургии и сценическому воплощению. Гастроли откроются спектаклем «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя. Ставил его Владимир Чигишев, главный режиссер Казанского ТЮЗа. Он прекрасно владеет театральной формой, спектакли его всегда отличаются оригинальным визуальным рядом. В «Женитьбе» заняты наши ведущие артисты, великолепные мастера, в игре которых присутствуют и гротеск, и лирика, и юмор, они сумели создать трогательные и яркие образы гоголевских героев. Очарование постановки неожиданно объединило совершенно разную театральную публику – спектакль с интересом смотрят и молодежь, и люди старшего поколения, и любители творчества Гоголя, и те, кто никогда не читал его произведений.
Спектакль «Вещий сон, или Любовь в четверг после обеда» создан по комедии А. Островского «Женитьба Бальзаминова». Он интересен прежде всего тем, что это экспериментальная работа театра. Его авторы – совсем молодые люди, выпускники РАТИ (ГИТИСа) – режиссер Артем Галушин и художник Ютта Роттэ. Было очень сложно конкурировать с великолепной экранизацией этого произведения, но ребятам удалось главное – не повториться и создать свой, совершенно особенный по духу и эстетике спектакль. А наши актеры и цеха им очень в этом помогли.
Спектакль «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо ставили многие театры, а в нашем репертуаре он долгожитель. И не случайно. В этой, на первый взгляд, очень незамысловатой истории столько душевности, тепла, света и щемящей нежности, которых нам так не хватает в нашей не очень простой жизни.
– Может быть, поэтому зрители так любят приходить в театр, чтобы посмеяться и отдохнуть.
– Нужно стараться учитывать разные вкусы. Одни ждут классику, другие просят комедии. Когда я устаю, мне и самому хочется посмотреть что-то хорошее и светлое, чтобы голова отдохнула. Комедия – один из самых любимых зрительских жанров. Мы так мало смеемся, что, возможно, у некоторых эта функция вскоре просто атрофируется. Если вы хотите улыбаться, смеяться, хохотать и… чуть-чуть грустить – приходите посмотреть наши комедии – «Примадонны» и «Ключ для двоих». Интригующие, динамичные сюжеты, множество переодеваний, танцевальные и пластические номера – все это требует от актеров безупречной техники, энергетики, да и просто физических сил. Но наши актеры справились. И наградой им всегда служат дружный смех и аплодисменты зрителей.
– Вы, наверное, привезли спектакли и для детей?
– Всего в нашем репертуаре десять названий для детей, мы привезли два из них. У нас есть цикл спектаклей, которые в игровой форме обучают маленьких зрителей, как вести себя в той или иной сложной ситуации. Придя на спектакль «Один дома, или Веселые уроки ОБЖ», дети увидят, что может случиться, когда они остаются без взрослых, и как выйти из этих «переделок». А сказка «Синдбад-мореход» перенесет юных зрителей на Восток, который не только «дело тонкое», но и очень красивое. Странствия всегда притягательны для юных, думаю, они с удовольствием отправятся покорять моря вместе с отважным путешественником Синдбадом и его друзьями.
– Вы работали в Смоленске, ставили спектакли в Новокузнецке, Кемерове, третий сезон возглавляете Ижевский театр. Что для вас главное в профессии режиссера?
– Я окончил РАТИ, мастерскую замечательного режиссера Андрея Александровича Гончарова, а он нас учил, что любой спектакль должен быть о человеке, для человека и про человека. Мне кажется, придумать картинку – не имеет ничего общего с режиссурой. Режиссер – это тот, кто может рассказать интересную историю и увлечь ею. А интересная история не складывается только из визуальной мозаики. Главное выразительное средство – это актер с его психикой, нутром, переживаниями. Для меня театр – по Гоголю – «кафедра, с которой можно сказать много добра». Поэтому я занимаюсь этой профессией.
– Что бы вы хотели сказать рязанским зрителям перед началом гастролей?
– Сейчас наш театр находится в некоем возбужденно-радостном состоянии. Причин тому несколько: это и переезд в новое здание, и работа с замечательными приглашенными режиссерами, и вливание в труппу молодых актеров, и только что закончившаяся лаборатория молодых режиссеров, которая открывает перед нашей труппой интересные перспективы. И мы надеемся, что сумеем поделиться с рязанским зрителем своей позитивной энергией, своим интересом к жизни, творчеству. Приходите на наши спектакли, давайте станем добрыми друзьями!
Подготовила