Каким быть документу, определяющему основные принципы организации образования в стране, обсудили на расширенном заседании комитета по социальным вопросам и демографии областной Думы.
О том, что необходимость принятия нового закона об образовании назрела, речь идет давно. Этим летом Правительство РФ заявило, что в затянувшейся общественной дискуссии вокруг документа пора ставить точку. В августе правительственный законопроект «Об образовании в Российской Федерации», вынесенный на обсуждение общественности еще в декабре 2010 года, был наконец внесен в Госдуму. Кроме того, свой вариант документа – проект закона «О народном образовании» – предложила нижней палате парламента фракция КПРФ. Обсуждение двух альтернативных законопроектов проходит в эти дни как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Вопрос, какому из двух документов быть основополагающим, и стал главным в повестке дня комитета по социальным вопросам и демографии Рязанской областной Думы. Свои мнения высказали депутаты, представители министерства образования региона, педагогической общественности.
Заместитель министра образования области Ольга Щетинкина отметила, что оба представленных законопроекта отражают основные тенденции, которые сложились в настоящее время в системе образования. Но более проработанным, предусматривающим механизмы регулирования и дальнейшего развития системы является документ, внесенный Правительством. Главный аргумент «за» – это всенародное обсуждение, через которое прошел данный законопроект. «Он обсуждался на всех уровнях, начиная с образовательных учреждений, – напомнила замминистра. – Педагогами нашей области были направлены предложения по внесению изменений в проект закона. На сегодняшний день в редакции, представленной в Госдуму, учтена основная часть тех поправок, которые были предложены педагогами».
Законопроект же, внесенный коммунистами, отметила Ольга Щетинкина, не учитывает другие федеральные законы, которые регулируют деятельность системы образования, что может привести к серьезным организационным проблемам. Помимо этого, в нем не отражены механизмы реализации ряда социально значимых декларируемых положений.
Депутат Госдумы от КПРФ Владимир Федоткин, принявший участие в заседании комитета, обратил внимание, что многие позиции по двум документам совпадают, однако в законопроекте «О народном образовании», по его мнению, подробнее прописана финансовая составляющая. Он напомнил, что на совещании Правительства РФ в конце июля с альтернативным законопроектом ознакомился Дмитрий Медведев. Премьер-министр заявил тогда, что все самое интересное и полезное из этого документа должно войти в правительственный проект.
Именно вариант Правительства, как наиболее проработанный, и должен стать базой для будущего федерального закона, сошлись во мнении рязанские педагоги. Директор лицея № 4 г. Рязани Надежда Ширенина отметила, что в проекте закона «Об образовании в РФ» четко прописаны все основные понятия, деятельность системы на всех уровнях, закрепляется приоритетный статус педагогических работников. Очень важно, по ее словам, что законопроект предусматривает внесение изменений более чем в 100 федеральных законов.
При этом документ по-прежнему открыт для предложений, его отдельные положения еще требуют доработки и уточнения, было отмечено на заседании. Первым пунктом в списке поправок, которые решено направить облдумой федеральным законодателям, стало замечание, касающееся малокомплектных школ. «В новом законопроекте пока нет этого понятия», – высказала обеспокоенность заместитель директора Криушинской средней школы, секретарь координационного совета Ассоциации учителей сельских школ Татьяна Серебрякова. «Необходимо предусмотреть механизм поддержки малокомплектных школ», – поддержал ее председатель комитета облдумы по аграрным вопросам и социальному развитию сельских территорий Владимир Сидоров. О необходимости более подробно прописать в новом законе социальные гарантии учителям заявила председатель рязанской региональной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Елена Митина.
По итогам обсуждения законопроект «Об образовании в РФ» был поддержан большинством голосов. Председатель комитета Сергей Исаков заверил, что все поступившие предложения будут направлены в Госдуму.