22:20 МСК
Вторник
08 / 10 / 2024
2574

Верить в ориентир

У предприятий бытового обслуживания должна появиться своя система опознавательных знаков
Автор фото: Дмитрий Осинин | Верить в ориентир
Фото: Дмитрий Осинин.

Как мы уже сообщали, в Правитель­стве области прошло очередное заседание Общественного совета при министерстве экономического развития и торговли по развитию потребительского рынка. Оно было посвящено состоянию и перспективам развития бытового обслуживания населения региона.

Так называемая «бытовка» во многих отношениях остается «террой инкогнито» – внятное статистическое описание отрасли отсутствует, различные исследования дают совершенно непохожие результаты. «Да и применимо ли сегодня к бытовому обслуживанию понятие отрасли – большой вопрос, – сомневается член комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Алексей Самойлов, принявший участие в заседании. – Дело в том, что уже длительное время оно существует без законодательной и нормативной базы».

В начале 90-х годов государство напутствовало любой бизнес словами «плодитесь и размножайтесь». И сфера услуг начала развиваться действительно ускоренными темпами, но как-то странно. Многие предприниматели предпочли не вступать в официальные отношения с государством, а по-тихому «окучивать» в подвалах и ларьках не слишком разборчивое население. До сих пор доля теневого сектора в сфере бытовых услуг очень высока, а это мешает порядочным предпринимателям: они проигрывают подпольщикам по цене. Эту причину выступавшие на заседании эксперты назвали в числе основных препятствий в развитии отрасли. «Объем бытовых услуг постоянно растет, но если принять во внимание инфляцию, то особого продвижения вперед не заметно», – констатировал Самойлов.

До постиндустриальной стадии развития российской экономике еще далеко. К примеру, всего лишь 7 тысяч рязанцев сегодня трудятся в сфере бытового обслуживания, что составляет 1,2% экономически активного населения области. Правда, за три года количество предприятий службы быта в регионе выросло на 30% и составило почти 1700. Больше всего из них парикмахерских, на втором месте по численности идут всевозможные ателье по ремонту и пошиву одежды, обуви. А вот в структуре объема бытовых услуг наибольший удельный вес занимают ремонт и техоб­служивание автотранспорт­ных средств (36,6%). Меньше обращались рязанцы в 2011 году за услугами по ремонту бытовой техники, фотографии. В минэкономразвития области отмечают все возрастающий спрос на бытовые услуги со стороны корпоративных клиентов, в том числе кредитно-финансовых учреждений и торгово-офисных центров.

Эксперты Российской торгово-промышленной палаты ожидают повышения конкуренции в отрасли благодаря приходу на рынок иностранных участников. При этом государственные меры поддержки местных предпринимателей остаются довольно весомыми. Проблема в другом – малый бизнес, особенно в сельской местности, не спешит ими воспользоваться. По сведениям ТПП, менее 1% малых предприятий «бытовки» на селе претендовали на помощь из различных государственных фондов поддержки. Однако знания об имеющихся возможностях – еще не залог успеха. По мнению Алексея Самойлова, повышение конкурентоспособности зависит от перехода на новые форматы обслуживания. Будущее отрасли он связывает с внедрением мультисервиса – когда в одной точке сосредоточен широкий спектр услуг. Для предпринимателей это экономия на персонале, снижение накладных расходов и затрат на рекламу, единое кассовое обслуживание и прочие выгоды. Пока становление таких новых домов быта сдерживается по объективным причинам: юридически не отлажены отношения арендаторов и субарендаторов помещений, кооперации предпринимателей.

Самочувствие предприятий бытового обслуживания тесно связано с доверием к ним населения, поэтому качество услуг нужно держать на стабильно высоком уровне. К сожалению, сейчас ситуация такова: стандартов оказания услуг не существует, забыто понятие категории предприятия, любая парикмахерская может объявить себя салоном и сама устанавливать цены. Вернуть стандарты и систему контроля за ними могут саморегулируемые организации, членство в которых будет налагать на фирмы определенные обязатель­ства. Это единственный путь к повышению доверия населения, считает Алексей Самойлов, причем никаких административных препон к созданию саморегулируемых объединений не существует. Достаточно собрать 25 предприятий. Кстати, в Рязани уже есть некоммерческие объединения организаций бытового облуживания, включающие в себя гораздо больше членов, и на их базе можно внедрять принципы саморегулирования. Но пока, по мнению Самойлова, при нынешнем состоянии рынка тот, кто придерживается честных правил, начинает проигрывать в конкуренции. Разработка стандартов и системы контроля качества ложится дополнительным финансовым бременем на членов саморегулируемых сообществ, в то время как другие, вольные, участники рынка, получается, не должны ничего и никому. «Если в строительной отрасли вместо лицензирования пришло саморегулирование, то в сфере бытового обслуживания и раньше не существовало никаких процедур допуска к работам», – прокомментировал ситуацию эксперт ТПП.

По его словам, важно сейчас вести работу на уровне формирования общественного мнения и воспитания культуры потребителя, чтобы при покупке услуги он мог составить представление о качестве и гарантиях, распознать уровень сервиса, как это сейчас легко сделать в гостиничном бизнесе по числу звезд отеля.

Член комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Михаил Переславцев добавил, что местные и региональные власти могут поощрять добровольную сертификацию, предоставляя прошедшим ее фирмам социальный заказ. Многое зависит и от воли чиновников, отметил он. К примеру, московские власти нашли в себе силы справиться с теневым сектором в области таксомоторных перевозок. И начали они с вытеснения бомбил с привокзальных площадей.

Возможно, ориентиром для потребителей в Рязанской области будет служить знак «Рязанское качество», о планах внедрения которого сказала заместитель министра экономического развития и торговли региона Ирина Полозова. Размещать его смогут у себя организации, чьи услуги соответствуют определенным стандартам.

Членам Общественного совета Ирина Полозова рассказала о перспективах потребительского рынка области. Так, например, в развитие инфраструктуры сферы бытового обслуживания, в том числе и сельского, к концу 2015 года предполагается привлечь инвестиций из внебюджетных источников на сумму около 80 млн. рублей. Решено воспользоваться возможностями развитой сети магазинов потребительской кооперации. На их базе откроются пункты по оказанию дополнительных услуг сельскому населению. На эти цели кооператоры привлекут средства в размере 1,25 млн. рублей.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 187 (4238) от 09 октября 2012 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

В интересах людей

В школу бизнеса – бесплатно

Будущее в вопросах и ответах

ЧУЧКОВО. Жители Назаровки собственными силами и на собственные средства построили пруд трехметровой глубины
Когда весной котлован заполнится водой, работы по благоустройству берегов пруда продолжатся, и водоём будет зарыблен.
Свежие идеи для рязанского села
выдвигали молодые аграрии во время проведения трехдневного лагеря-семинара
Читайте в этом номере: