Изъятие из дворового пространства примерно восьми квадратных метров общей площади моего знакомого сильно расстроило. Нашлись и другие недовольные. Почти каждое утро, идя на работу, мы вместе с ним наблюдаем следы скрытой от глаз войны. Цепочку регулярно перекусывают и мстительно бросают на асфальт.
В городе идет такое поветрие: прихватить хотя бы часть дворовой территории под личную автостоянку. Чтобы никто посторонний туда не совался. Уже вбивают металлические колья с цепями на берегах реки Павловка, где ставят свои машины жители прибрежных многоэтажек.
Давным-давно так поступали ковбои на диком Западе, когда делили ничейную землю под пастбища. У нас принялись делить землю муниципальную. Тоже, получается, ничью?
Когда стало возможным подобное самоуправство? Почему люди, захватывающие не принадлежащие им места, извините за наивный вопрос, ничего не боятся?
Осмелюсь предположить, что таковы издержки воспитания чувства собственника в нашей стране. Все последние годы мы только и делали, что раздавали разное имущество в частные руки. А на все общественное налагали определение «бесхозное». «Общественного» государству хотелось иметь все меньше и меньше. Но получили ли мы настоящего, рачительного хозяина, обладающего чувством высокой гражданской ответственности, – это большой вопрос.
В противовес объявленным целям в людях вдруг начали расцветать первобытные инстинкты, с которыми никакую собственность долго удержать не получится – она все равно прахом пойдет…
Любое государство, безоглядно влюбленное в собственника и поющее ему на ночь колыбельные, чтобы не приснились кошмары, рано или поздно вдруг сталкивается с тем, что ему буквально садятся на шею. Или начинают диктовать приоритеты. Как произошло, например, с общественным муниципальным транспортом. Вместо того, чтобы выполнять функцию самого быстрого и удобного средства передвижения по городу, троллейбусы и автобусы повсеместно томятся в пробках – наравне с легковыми машинами, везущими одного-двух пассажиров.
Институт частной собственности – штука абсолютно необходимая для цивилизации. Беда в головах случается тогда, когда из этого института делают божество, а на алтарь ему приносят якобы устаревшие моральные принципы.
К счастью, все в нашей жизни подчинено законам равновесия. Для меня источником оптимизма служат общественные акции, в которых люди предстают защитниками мест общего пользования. Таких коллективных мероприятий в Рязани становится все больше и больше: жители сажают деревья и устраивают дендропарки, прокладывают своими силами велодорожки, благоустраивают дворы и целые улицы, спасают от застройки общенародное достояние – Солотчу. Недавно, на подведении итогов конкурса на лучший комитет ТОС в Рязани, я узнал об одном молодом человеке, который собственными руками сделал ремонт в подъезде на ул.Ленинского комсомола, 93, к.1. Евгений Феллер рассказал, как сам таскал мешки с цементом, штукатурил, красил – и все ради того, чтобы привести в порядок имущество, находящееся в коллективной собственности жильцов дома. Кстати, не все они были парню благодарны – кому-то, например, не понравился цвет краски…
Делать что-то полезное просто так, а не за деньги, это сегодня чрезвычайно модно! Убирая свалки или сажая деревья, люди показывают, что жизненная энергия у них бьет ключом, а значит, они живут полноценно – физически и морально. Они способны не только создавать, но и делиться, а заодно повышать культуру общения.
На днях прочитал в прессе, что в московских домах особенно коммуникабельные жители начали вывешивать в лифтах белые доски, на которых все желающие могут писать маркерами свои пожелания, предложения и тут же на магнитики прикреплять свои записки. Кто-то оставляет на доске рисунки и пожелания доброго утра, кто-то вежливо просит соседей слушать музыку потише, а кто-то эти маркеры, губки и магниты ворует, оставаясь рабом первобытных инстинктов.
Во многих случаях собственники не оправдывают надежд государства. Например, управление жилищным фондом с появлением громадного количества приватизированного жилья не стало более эффективным – владельцы не проводят общих собраний, не вникают в вопросы управления. Почти отсутствующая практика социального найма жилья сдерживает трудовую мобильность населения. Теперь умы государственных мужей занимает тема развития арендных отношений на рынке жилой недвижимости, и об этом, в частности, говорили губернаторы различных областей на заседании Совета ЦФО, которое прошло в Рязани в сентябре.
Для сохранения социальной стабильности любое общественное имущество должно охраняться законом и государством не менее строго, чем частное. Это важно для населения страны, чтобы оно уважало себя и не превращалось в объект насмешек. Отдыхавшие на украинских курортах до сих пор привозят из отпусков смешные рассказы, как предприимчивые местные пареньки перекрывают веревочкой доступ к прибрежной полосе, к общественной стоянке или кабинке для переодевания на пляже и берут с курортников гривны. Их спрашивают: «Хлопцы, вы-то сами кто такие, документы у вас есть?» А они в ответ, не краснея: «А шо такэ?»